Пятницкий
Глава 9
5 августа 1895 Воронеж.
− Митрофан Ефимович, отец Иоанн велит сей же час подняться к нему, − выпалил бурсак, просунув голову в дверь кабинета.
Пятницкий поднял взгляд от бумаг. Махнул рукой давая понять, что не задерживает. Коротко стриженная голова скрылась за дверью.
Встал из‑за стола заваленного папками, амбарными книгами и листками с расписками. Потянулся. Поправил галстук и смахнул пыль с рукава. На всякий случай сунул под мышку отчёт над которым трудился с утра.
Шагая по лестнице к кабинету отца Иоанна догадывался, что, не смотря на запыхавшийся вид посыльного, особой срочности в его присутствии нет. В училище всё делалось без спешки. Затребованные им на прошедшей неделе бумаги доставили лишь через два дня, хотя архив находился на соседней улице.
Секретарь в приёмной кивнул на дверь кабинета. Значит можно войти без стука. Пятницкий устроился на должности эконома в училище недавно, но уже усвоил некоторые порядки.
Смотритель училища отец Иоанн (в миру Иван Иванович Путилин) пил чай из большой фарфоровой чашки. Рядом стояла вазочка со смородиновым вареньем и корзинка со сдобными булками.
− Митрофан Ефимович! А я вас жду. Присоединяйтесь…, − плавный жест указал в сторону самовара стоящего на столике у окна.
− Благодарю покорнейше, не откажусь, − Пятницкий подошёл к самовару и налил чай.
− Сегодня ознакомился с цифрами в отчёте, по тем годам, что вы откопали из архивов. Весьма полезные изыскания! Я очень вами доволен, − сказал Путилин с удовольствием макая кусок булки в густое, почти чёрное варенье.
− К сожалению, ваше Преподобие, многие документы, что я запрашивал в архиве епархии, по каким‑то причинам мне не предоставляют.
− Не предоставляют − значит не надо. Занимайтесь теми отчётами что имеются. Всё и так отлично сходится. Недаром мне рекомендовали именно вас, − отец Иоанн отпил из кружки и, почмокав губами продолжил. − Весьма жаль Пятницкий, что в своё время вы забросили духовную стезю.
− Кесарю кесарево, как говорится....
− Не скажите, с вашими талантами по ведению дел, можно далеко пойти в нашем ведомстве. Духовное звание вам было бы сейчас весьма уместно.
− В детстве, ваше Преподобие, я полагал духовное звание подразумевает отрешённость от мирских материй, а не экономические исследования.
Отец Иоанн поставил чашку. С серьезным лицом поднял палец испачканный вареньем и произнёс:
− Неверно мыслишь. Изволь ответить: Как смогли бы мы исполнять своё благое духовное предназначение не имея крепкой материальной основы? – и не дожидаясь ответа хлопнул рукой по столу. − Дьявольская химера все разговоры о том, что дескать церковь должна быть без гроша, подобно праведникам! Да, в библейские времена бытовали иные положения относительно финансов. Но руководствуйся мы ими сейчас, церковь православная исчезла бы с лица земли! Поглотили бы её латиняне иль магометане. Они в этом вопросе не так щепетильны.
− Не смею спорить, будучи далёк от этих сфер, − решил притушить разгоравшуюся тему Пятницкий.
− Кстати, − отец Иоанн приподнял брови, будто мысль пришла ему в голову неожиданно. − Я не видел вас на воскресной службе. И на исповедь вы до сей поры не дошли.
− Нездоровилось эти дни, ваше Преподобие.
− Дай бог здоровья. А я, было, подумал, припоминая ваш детский побег из училища, что с тех пор прохладны к церкви стали. Не мудрено, сейчас у молодёжи в моде атеизм. А ведь несколько лет назад слова такого народ не знал. Невероятно представить было подобное!
− Откуда же, думаете, ветер дует? − Митрофан Ефимович догадался, что у смотрителя есть своя версия, и услышать её всё равно придётся.
− Веяния сии от дурости исключительно. Ведь если чуть подумать… Веруй в Бога, и убытка точно не поимеешь. Сходить в церковь на службу − одно удовольствие. Отчего не веровать? Ведь, ежели, есть Бог, вознаградит тебя сполна за веру.
− А если нет его, как утверждают нигилисты?
− Так не в этом суть! А вот как есть Он? Тут‑то и разверзнется гиена огненная для всех ваших нигилистов, прости Господи! Вот же слово поганое…
− В логике вам не откажешь, ваше Преподобие! − улыбнулся Пятницкий.
− Не откажешь! − повеселел отец Иоанн. − Потому не понимаю я атеизма. Бессмысленное, и вредное учение, прежде всего для самих его приверженцев.
Дверь кабинета тихо скрипнула, и на пороге появился секретарь:
− Ваше Преподобие, инспектор Золотов, по известному вопросу вас дожидается…
− Обождёт, − рука отца Иоанна привычно нарисовала в воздухе широкий полукруг, означавший, что минуты не имеют значения в масштабах вечности и все вопросы могут решиться сами собой, одним лишь Божьим провидением.
− Я принёс сегодняшний отчёт. Не всё закончено, но большей частью суть ясна, − попытался вернуться к делам Пятницкий.
− Оставьте, я посмотрю. Заберёте утром у секретаря. Пожалуй, на сегодня свободны… И вот ещё что – пальцы отца Иоанна пробежал по краю стола как по роялю – на днях в Епархии видел одного из моих учеников, отца Владимира. Получил назначение в настоятели Тихвино‑Онуфриевского храма. Если мне не изменяет память, вы с ним земляки и учились в один год. Василий Горьковский в миру.
− Неужто Васька?! − улыбка невольно появилась на лице Митрофана. − Я не видел его с тех самых лет!
− Ну, теперь не Васька, а отец Владимир. Кандидат богословия, блестяще окончил Киевскую духовную академию, даром что из вашего уезда. Написал в весьма занимательный труд: «О брачном состоянии клириков». Поимел немалый резонанс своими суждениями.
Митрофан только качал головой. Не выходило представить, что эта краткая аттестация относится к тому самому Ваське, с которым дружил в далёком детстве.
− Непременно навещу его. Прямо сейчас зайду.
− Ну, вот и прекрасно, − отец Иоанн достал платок, и начал вытирать перепачканные вареньем руки оставляя тёмно‑красные пятна на белом шёлке. – Надеюсь, ваша былая дружба возобновится. Дерзну предположить, что отец Владимир высоко поднимется. Общение с таким человеком никогда не помешает. А то и в училище его пригласите. Попьём чаю вместе!