Стоп. Снято! Фотограф СССР. Том 2
Вторая причина весомее. Мой подход находит отклик. Наивная и человечная фотография понравилась кому‑то из начальства, и сама пробила себе дорогу. Уверен, что на пути встретится ещё немало идиотов с собственным драгоценным мнением. Но радует, что ситуация в принципе не безнадёжна.
С этими мыслями завожу мопед и направляюсь в Кадышев. Людмила Прокофьевна не иначе как заждалась моего визита.
Богиня сельской торговли, как обычно, восседает в своей каморке без окон. Одной рукой она артистично препарирует стопу бумаг. Пальцы второй порхают над массивным агрегатом. Сначала мне кажется, что это какой‑то древний ноутбук. Я даже на всякий случай глаза протираю, дабы избежать ошибки.
Нет, это всего лишь калькулятор. Цифры загадочно мигают зелёным. Кнопки сыто щёлкают. Но по сравнению с виденными в этом кабинете, это – верх прогресса. И более того скажу, ещё и пижонство.
– Подожди пять минут, – без всякого "здрасти" заявляет мне заведующая.
Киваю в ответ и устраиваюсь на стуле. Хуже нет, чем человека с мысли сбивать. В кабинете разглядывать особо нечего. Полки забитые папками. На стене несколько грамот и один вымпел. За спиной двухъярусный сейф, или точнее "несгораемый шкаф". На сейф это слегка облупившееся сооружение не тянет.
Хозяйка помещения с обстановкой резко контрастирует. На ней снова костюм, на этот раз темно‑синий. Вместо брюк узкая юбка‑карандаш, которая сидит безупречно. Макияж хоть и грешит модной синевой на веках, но не режет глаз. На шее сразу несколько золотых цепочек разной длины и толщины. На самой длинной висит кулон в виде ключика. Кулон игриво притягивает внимание к пиджачному вырезу.
Людмила Прокофьевна весьма хороша собой, и знает себе цену. Кажется, она замечает мой взгляд, но не обращает на него внимания.
Это редкость. Женщины всегда чувствуют, когда за ними наблюдают. Но реагируют по‑разному. Одни начинают двигаться кокетливее, словно напоказ. Выставляют зрителю улучшенную версию себя.
Другие нервничают, дёргаются, начинают стесняться и ошибаться после чего, либо уходят, либо дают наблюдателю втык.
А у заведующей полный дзен.
– У вас что, бухгалтера нет? – спрашиваю, когда стопка бумаг заканчивается. – Или кто там этим должен заниматься по штату? Вряд ли вы.
– Деньги счет любят, – сердито говорит она, как будто в этот раз чего‑то недосчиталась, – ты чего пришёл?
В интонации читается "припёрся", но она сглаживает углы. Не верю, что она не помнит о нашей договорённости. Просто решила показать характер.
– Вот, – кладу перед ней шоколадку "Цирк".
– Подкупить меня решил? – фыркает заведующая, но с любопытством.
– Беспокоюсь я о вас, Людмила Прокофьевна, – говорю, – Бри… то есть передовые учёные выяснили, что от сидения в тёмном помещении без естественного света у человека уходит радость. А шоколад содержит тот самый гормон радости, который в вашей ситуации просто необходим.
Заведующая смотрит на плитку и заливается смехом.
– Едва ли её хватит, чтобы вернуть мне радость – убирая слёзы платочком, так чтобы не размазать тушь, говорит она, – но за попытку спасибо.
– Я ещё привезу, – киваю с серьёзным лицом, – мне нетрудно.
– Кофе будешь? – примирительным тоном говорит заведующая.
Она раскрывает сейф и достаёт настоящую ценность. Банку растворимого бразильского "Пеле". Честь мне оказана немалая, поэтому соглашаюсь.
Людмила Прокофьевна наклоняется к чайнику, а моё сердце предательски ухает вниз. Вижу её обтянутую юбкой попу и думать ни о чём не могу. Фигура у неё куда сочнее, чем у тощей редакторши. Зрелая, основательная.
Надо срочно что‑то решать с этим спермотоксикозом. Скоро на людей кидаться начну. Главное, столько барышень кругом, и с каждой возможна своя засада.
– Вы насчёт книжных узнали? – спрашиваю пока нагревается чайник.
Процесс это не быстрый. До технологий мгновенного кипячения ещё десятилетия.
– Узнала, – кивает заведующая. – Вот держи список.
Она передаёт мне тетрадный лист, исписанный аккуратным ровным почерком. На нём указана пара ближайших райцентров и десяток крупных сёл с паролями и явками. То есть с адресами и названиями магазинов.
– Ты что, библиотеку собираешь?
– Да, – киваю, – люблю книги, источник знаний.
– А у меня не купишь? – неожиданно говорит заведующая, – а то завалялись… Все полки дома заняты. Даже ставить некуда.
Она открывает ящик стола и выкладывает передо мной уже знакомые тома Ефремова и Блока. И смотрит с любопытством. Значит, книжный по соседству уже посетила, и про меня ей рассказали.
– И сколько хотите за них, – спрашиваю.
Заведующая с улыбкой называет цену в три магазинных.
– А в магазине я уже их не найду? – уточняю.
– Попробуй, – она снова кивает и улыбается.
– Блока возьму, очень уж я серебряный век уважаю, – соглашаюсь, – а вот Ефремова только по себестоимости. И то исключительно из уважения к вам.
– Не нравится фантастика?
– Просто уже читал.
– Сколько заберёшь? – уже по делу интересуется она.
– Блока пару экземпляров, – прикидываю я свои возможности. – Ефремова лучше в другой раз. Или, максимум, одну книжку. Больше денег нет.
– Я могу тебе одолжить, – ласково предлагает она. – Заберёшь сейчас, отдашь потом.
– Спасибо, Людмила Прокофьевна, но я не готов так рисковать, – поясняю. – Случись чего, я с вами не расплачусь. Так что лучше медленнее, но надёжнее.
– Хорошо, – неожиданно легко соглашается она. – И учти, я…
– Никогда их в жизни не видели, – продолжаю вместо неё, – Не волнуйтесь, дальше меня это не уйдёт.
Заведующая погружается в мысли. Пока она насыпает кофе и разливает кипяток по чашкам, не произносит ни слова.
– Интересный ты человек, Альберт Ветров, – говорит она, – сам ходишь чёрти в чём. Я бы в таком в огород, курей кормить не вышла. А рассуждаешь о деньгах. О больших деньгах.
– Я фотограф, – говорю со всей искренностью, – мне аппаратура нужна. Она очень дорогая. Я на неё если заработаю, то к старости. А мне сейчас нужно.
Взгляд у заведующей смягчается. Мой аргумент кажется ей весомым. Если понимаешь другого человека, с ним легче сотрудничать.