Стоп. Снято! Фотограф СССР. Том 2
– Ну вот и ладушки, – профессор обводит мою свиту строгим взглядом, – девочки, а вы что столпились? На завтрак, а потом быстро в камералку!
Сзади меня раздаётся печальный стон. Праздник закончился, наступают трудовые будни.
– Можно, я пока быт поснимаю? – спрашиваю.
– Сколько угодно, – великодушно разрешает Аникеев.
Получив верительные грамоты и оставшись в одиночестве, я, наконец, заряжаю плёнку. Да, всё это время я ходил и щёлкал пустой фотокамерой. Зачем мне фотографии палаток и лопат? Люди и только люди.
Дежурная наливает половником чай в эмалированные кружки. Брюнетистая Юля кусает оладушек, недовольно морща нос. Надя скармливает свой завтрак приблудившейся местной собаке.
Эти снимки не пойдут в газету. Я набиваю руку. Привыкаю к камере. Заодно тренируюсь, подмечаю, ищу особенные черты их научно‑походного быта. Это любитель доволен собой. Профессионал учится всю жизнь, получая кайф от самого процесса.
Фото потом Аникееву отдам. Это сейчас он молодой, да ранний. Скитается по задворкам и копает всякую ерунду. А в моём будущем заматереет, всерьёз займётся охраной исторических памятников и станет серьёзной фигурой. Хорошие отношения с таким человеком не повредят.
С фоторепортажем, думаю, тоже проблем не будет. Дам Подосинкиной хорошую фактуру, вряд ли она откажется. Так что я, получается, даже не соврал.
Ко мне тем временем привыкают. Только видно, что девчонки немного позируют. Но это их обычное состояние. В камералке они быстро приходят в себя. Работа там кропотливая и требует внимания. Найденные осколки каменных орудий надо отмыть, промаркировать и записать в журнал.
Мезолит – действительно скучнейшая эпоха. Даже топора каменного не найдёшь. Мамонты уже вымерли. За оленями и зайцами народ бегает с копьями и луками, а ножи делали наборными, вставляя в деревяшку каменные зубья как у пилы. С виду и не догадаешься, что эти обломки камня шлифовала человеческая рука многие тысячи лет назад.
– А как вы тут вообще время проводите? – снова завожу разговор.
– Да мы только позавчера приехали, – говорит Татьяна. – Песни поём… землянику собираем… на речку ходим… – перечисляет она.
На словах о землянике Надя с Юлей обмениваются быстрыми взглядами. Домашние девочки вырвались из‑под родительского крыла и спешат быть взрослыми.
– А вы фото нам покажете? – спрашивает Юля.
– Могу даже подарить, если хотите, – говорю.
– Конечно, хотим! – они даже про находки забывают. – А когда?
– Через несколько дней, – объясняю, – я к вам ещё вечером сегодня приду. На раскоп.
– Спасибо, что предупредили! – Юля самая бойкая и переходит в наступление, – А то рухнули сегодня как снег на голову. Мы даже подготовиться не успели.
– Вы и так красивые, зачем готовиться? – говорю, – и давайте на "ты", а то я себя стариком чувствую.
– Никакой ты не старик, – заявляет Надя, ревниво поглядывая на подругу.
– Вы на речку куда ходите? – резко меняю тему.
– Прям за рощей, там пляж небольшой есть. Только лепёх коровьих много, – жалуется Татьяна.
– Ну кто ж там купается?! – заявляю, – хотите, я вам нормальный пляж покажу? Его только местные знают. Приезжим мы не рассказываем. И вы молчите, это тайна!
– Покажи, – загорается Надя.
– Нас не отпустят, – вздыхает Татьяна.
– Выкрутимся, – решительно говорит Юлька, – когда, завтра?
– Завтра я на работе занят, – прикидываю свои планы, – давайте послезавтра. Вечером уточним ещё.
Когда я ухожу, чувствую спиной три девичьих взгляда.
Глава 3
– Грандиозный человек, – говорит Нинель, – глыба! Такой масштабный! Такой настоящий!
Это она о профессоре Аникееве. Косматый археолог оставил глубокую рану в её большом нежном сердце.
Нинель поднимает глаза и виновато берёт со стола мармеладную дольку. Мармелад принёс я. Любовь к возвышенному и романтичному борется в душе Нинели с мелочной страстью к сладостям. Я этим цинично пользуюсь.
В редакции я всё ещё посторонний. Народ присматривается ко мне, но во внутренний круг не пускает. Сегодня начинаю штурм этой крепости. Мармелад – мой троянский конь. Тем более что у меня появляется предлог.
– Давайте сходим к археологам вместе? – предлагаю, – вечером, когда они копать будут.
– Разве это уместно? – честное слово, Нинель даже слегка краснеет, – не хочу быть навязчивой.
В её глазах вспыхивает мечтательность.
– У нас повод есть, – объясняю, – я буду фоторепортаж делать, а вы к нему дополнительную фактуру выясните. Я Аникеева уже предупредил.
– Как ты любезен, – расцветает журналистка. – Это очень интересно, возможно уже есть находки. Про них надо обязательно в статье рассказать. Спасибо за мармелад, ты сам тоже кушай. Будешь чай?
– Буду.
– Таша, поставь чайник пожалуйста, – тут же делегирует Нинель.
Худая остроносая Таша обычно сидит в другом кабинете, вдвоём с Уколовым. Но тот сегодня укатил в поля. Таше скучно. Она сидит на подоконнике и таскает со стола мармеладки.
– Есть находки, – подтверждаю, – лично с утра видел.
– Сколько можно галдеть! – влезает в разговор мужчина с эскобаровскими усами, – Не мешайте людям работать.
– Вам, Иван Петрович, спешить некуда. Вы четвёртый день свой очерк в муках рожаете. – огрызается Нинель, – "… об экономических аспектах прироста свинопоголовья".
– В отличие от вас, пустозвонов, аналитикой тоже кто‑то должен заниматься, – парирует "эскобар", – на улицу ступайте и там лясы точите.
– Правда, Нинель, – поддерживает его Степановна – отвлекаешь.
Степановна – ответственный редактор. К её мнению прислушиваются. Слова она произносит солидно и весомо.
В данный момент Степановна занята двумя делами сразу. Читает журнал "Работница" и довольно шустро вяжет крючком.
– Идём, Альберт! – Нинель поднимается над столом как грозовая туча. – Нам нечего делать среди этих мещан.
– Я с вами! – спрыгивает с подоконника Таша, забыв про чай.