LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Загадка старого дома. Приключения частных детективов

Теперь Черный. С приближением зимы туристов становилось меньше, и он прочувствовал это своим карманом. Он мог просто поджечь сам, зная, когда работники Карася спят, или кого‑то нанять. Хотя в таком деле лучше не рисковать, и если он поджег, то сам. Но он мог не просто спалить баню, а еще и договориться с наследницей переоформить участок на себя. Ведь Михалыч сказал, что он известный в поселке бабник. Вдруг они любовники, которые договорились о совместной работе в будущем. Он имел клиентов, а она – участок и желание жить лучше. Но организовать поджог мог и банкир. Денег у него много, сумел бы нанять кого угодно.

– Вы все правильно говорите, только не все сходится.

– Что именно? – удивился Краснощеков.

– Ямы. Ни в какой версии они не могут фигурировать как значимые. Для чего преступникам возвращаться постоянно на место преступления, где их могут поймать и обвинить в содеянном? И уж совсем непонятно исчезновение партнера Карася.

– Да, вы правы. Конечно, можно предположить, что их копали, чтобы запутать следы. Но для этого хватило бы одной‑двух. Тем более, чтобы вырыть ямы такой глубины в слежавшемся сотнями лет грунте, надо очень хорошо постараться, а быстро этого не сделать.

– А что, если они выкопаны не случайно и поджог был только для того, чтобы освободить место и начать раскопки?

– Допускаю, но зачем? Что там в земле можно найти, кроме гравия и песка?

– А если клад?

– Вы уже включили свою фантазию? – Краснощеков улыбнулся. – Я понимаю, если бы это было на реке Киренге, где, как известно, проходил маршрут купца с золотом. Но здесь? Трудно представить, чтобы кто‑то закопал что‑то стоящее. Клад можно было обнаружить даже случайно. Постоянный подмыв берега рекой создает угрозу его сохранения.

– Но вы забыли, что Шаман‑камень был не просто вершиной торчащей из воды скалы. Это место всегда почиталось местным населением.

– Вы имеете в виду легенду о старике Байкале, от которого сбежала дочь Ангара, и он, чтобы ее остановить, кинул ей вслед скалу?

– Почему же. Не только это. Ведь этот камень не зря зовут Шаманским. Здесь бурятские шаманы совершали свои обряды. Вдруг они что‑то зарыли?

– Ну, это можно предположить, – нехотя согласился Краснощеков. – Однако шаманы совершают обряды с жертвоприношением животных, а не драгоценностей. Мне надо подумать.

Он откинулся на спинку качающегося плетеного кресла, которое привез в офис со своей дачи. Раскачиваясь с закрытыми глазами, Крснощеков скрестил руки на груди, и казалось, что задремал, но неожиданно заговорил:

– Шаман‑камень стал объектом многих легенд и мифов о Байкале и Ангаре. С древности его наделяли необычной силой. По верованиям коренных жителей Приангарья, Шаман‑камень был местом обитания хозяина Ангары – Ама Сагаан Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды, также привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали. Говорят, что если разгневается Байкал, то сорвет Шаман‑камень, и хлынувшая вода затопит весь мир. Поэтому испокон веков приносили ему на камень богатые жертвы. Согласно той же легенде, человеческие лица, которые можно увидеть, всмотревшись в скалу, – это лица древних шаманов.

– То, что вы процитировали, вы это где узнали? – восхитился я. – Читали? Я тоже слышал, что скала начала разрушаться. И, как говорят местные жители, это плохое предзнаменование.

– Я не могу утверждать, что только читал. Может, что‑то слышал по телевизору или радио. Это выдало мое подсознание. Итак, продолжим. Получается то, что шаманы или их последователи, видя, что Шаман‑камень разрушается, могли поджечь баню, думая, что туристы оскверняют святое место и создают угрозу затопления мира. Это серьезная причина для совершения преступления.

– Тогда бы и вторую баню подожгли! – возразил я. – У Черного она простояла долго и никому не мешала.

– Да, вы правы. Необходимо нам обратиться к истории. Я предлагаю вам поработать в областной библиотеке, а я пороюсь в архиве.

– Но как же с охраной территории бани?

– Об этом можете не беспокоиться. Тем, кто копал, нужно время, чтобы узнать об отсутствии сторожей. А пока давайте воспользуемся возможностью лучше подготовиться к встрече с неизвестным.

На следующий день, во время обеда в кафе «Азия» на Шанхайском рынке, Краснощеков в очередной раз поразил меня своей памятью.

– По одному из преданий, до прихода бурятов в Сибири возле Байкала жили тунгусы. Около семисот лет назад к озеру начали кочевать буряты с Алтая. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями, пока вся земля до самого Байкала не была ими занята. А затем они освоили Забайкалье. Позже сюда же начали двигаться разные роды бурятов из Монголии. Они селились по среднему течению Селенги, Джиды и Темника. Особенно много бурятов из Монголии пришло в Тункинскую долину.

– Но какое это отношение имеет к нашему вопросу?

– Очень большое. Нам необходимо понять, кто и в каких традициях мог совершать возле Шаман‑камня обряды и жертвоприношения. Как ясно из процитированной мной информации, Прибайкалье заселялось бурятами разных родов, как с запада, так и с юга. Нам необходимо выяснить, кто непосредственно жил здесь, и установить, было ли это святое место общим для всех. А что вам удалось узнать?

– О значении Шаманского камня для бурятов. – Я достал блокнот и стал читать. – С ним связано множество местных легенд. Так, булагатские буряты, почитая его священным, верили, что там живет хозяин истока Ангары. О чем вы уже говорили.

По другим бурятским преданиям, Шаманский камень заслонял вход в страшное подземное царство, где обитают души больных людей. Во время молитвы души шаманов спускались в подземные царства теней и встречались там с душами заболевших людей. Чем быстрее выпустит владыка Эрленхан заблудившиеся души больных из темницы, тем скорее наступит выздоровление. Потому‑то и нужно было как можно больше молебствий, тучных баранов и тарасуна, чтобы насытился владыка и отпустил души на волю. А если будут скудны дары Эрленхану, если плохо будут молиться шаманы, то приключится великая беда – в гневе отворит страшный владыка Шаманский камень и откроет вход в подземное царство теней. Тогда выбьются черные воды из‑под земли, потекут беспощадным потоком и затопят все, что лежит далеко и близко.

– А согласно третьему бурятскому преданию, у Шаманского камня лежит вход в царство богини Справедливости.

– Что ж. Ваша информация подтверждает, что для местного населения Шаман‑камень имел и, по‑видимому, имеет очень большое культовое значение. Однако она отметает версию о том, что шаманы одаривали богов драгоценностями, а не животными и водкой. Это усложняет нашу задачу выяснения причины появления раскопок.

– А что, если напротив Шаман‑камня осуществляли захоронения шаманов? Тогда в могилы могли вместе с ними класть и их вещи, в том числе и золотые украшения.

– Мне видится, что если хоронить людей возле святыни, то пребывание их тел может осквернить то место, где живут боги и духи. Предполагаю, что на это они бы не решились.

TOC