LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Зеркальный детектив

– А не родственник ли вы Ивану Коршу? – выпалила она без предисловий. А чего тут рассусоливать?!

– Это мой дед. Позвольте представиться, Михаил… Эээ, Михель Корш, – он опять привстал и даже умудрился прищёлкнуть каблуками. Получилось лихо, по‑гусарски. – А это Кира Усольцева, моя хорошая знакомая и архитектор. – Он отодвинул соседний стул и слегка поклонился. Ядвига присела и в этот момент увидела то, что наконец‑то связало воедино все разрозненные знаки этого утра.

– Что это у вас?! – перед ней лежал осколок с причудливым вензелем «М». – Зеркало Молиньи?

 

Коечто о Кире Усольцевой

Кира шла по подземелью в полной темноте. Дорогу она знала. Лишь иногда, когда надо было свернуть, она притормаживала и слегка касалась кончиками пальцев стены, словно пробуя на вкус шероховатость камня. Запах плесени то усиливался, то совсем пропадал. Вдали послышались голоса, и рельеф стен начал проявляться в отблесках строительных фонарей. Когда она вошла в комнату, то зажмурилась и какое‑то время привыкала к свету.

– Кира Андреевна, мы сами не ожидали вот этого… – прораб выглядел растерянным.

– Полицию вызвали?

– Нет, решили вначале вас дождаться.

– И правильно, – Кира подошла поближе, рассматривая находку.

Скелет в старинном платье лежал в необычной позе, свернувшись клубком и поджав колени к подбородку. Вокруг всё усыпано было осколками зеркала. Белел батистовый кружевной платок, и рядом с ним валялась изящная дамская туфелька. Вторая была на ноге у скелета. Кира наклонилась и подняла с пола один из осколков. На тыльной стороне в причудливых завитках был выведен вензель «М».

 

IV

«Дымились птицы в изразцах,

как сахар таяла дорога…»

 

– Пирог замечательный! – Михель откусил солидный кусок, – мой любимый яблочный!

– О, из меня ещё тот кулинар, но я знаю волшебные места. Этот шедевр готовят в одной из булочных на Мойке, – Ядвига разлила чай по тонким фарфоровым чашкам и отщипнула от пирога. – Аккуратнее с Фердинандом, он выманит у вас всё.

– Красотка! – Попугай обхаживал Киру и уже что‑то жевал.

– А парень не промах, знает к кому пристать, – Михель подмигнул Фердинанду, – а если серьёзно, то мы очень хотим разобраться с этой находкой в усадьбе.

Как‑то так само собой получилось, что из архива на Псковской они перебрались в квартиру к Ядвиге. Расположились в уютной гостиной, а потом по квартире поплыл аромат яблочного пирога с корицей. И наступил тот редкий момент, когда монотонный стук дождя вторил беседе и уходить никуда не хотелось.

– Дело в том, что я не просто архитектор, а ещё занимаюсь геомантией. – Кира протянула попугаю кусочек пирога.

– Да, я помогала паре геомантов, как медиум, – Ядвига положила перед Кирой салфетку и погрозила Фердинанду пальцем, – интересно было наблюдать за их работой.

– Есть очень сложные объекты, особенно в старых домах. Некротические поля и изломы иногда настолько мощные, что проще всё снести и отстроить заново. Усадьбу Белозерских выкупил состоятельный заказчик. В подземной части дома мы планировали разместить винные подвалы. И вдруг – такая находка. Чтобы справиться с энергией смерти, я бы хотела узнать, кто именно умер и почему.

– Да, задача не из лёгких. Двести лет прошло. Мы приехали в Питер, потому что выяснили, что Белозерские в своём имении почти и не жили, абсолютно столичные обитатели. – Михель повертел в руках осколок зеркала. – Хотя, вот этот вензель мастера даёт нам зацепку.

– Не только, – Ядвига откинулась в кресле. – По мне, так скорее найденный платок с монограммой.

– Вы находите?

– Да, мало того, я вспомнила, где видела точно такой же.

 

Коечто о Михеле Корше

Михаила Ивановича Корша никому бы и в голову не пришло назвать Михелем. Прозвище звучало нежно и никак не вязалось с его высокой, чуть полноватой фигурой и дотошным характером. В далёком детстве Михелем его звала бабушка. Получалось это у неё особенно ласково. Когда её не стало, Корш начал так обращаться к самому себе. Он возвращался с работы домой, облачался в жилет со множеством карманов и садился за стол в кабинете.

– Ну что, дорогой Михель, приступим? – возиться со старыми механизмами он мог часами. Поломанные музыкальные шкатулки, заводные игрушки и патефоны снова оживали в его руках и радовали слух.

Третьим человеком, называвшим Корша Михелем, была Кира.

С Кирой Усольцевой Михель познакомился, когда она пришла в Румянцевскую библиотеку. Встреча началась трагически, Корш отказался выдать Кире брошюру по причине её насморка.

– Испортите мне книгу. Даже если перчатки наденете – не дам. Зачихаете всё!

Вернулась Кира через неделю. Выложила перед ним запрос с перечнем документов, справку от аллерголога, медицинскую одноразовую маску и хлопчатобумажные перчатки. Она прищурила глаза, по‑птичьи склонив голову набок, словно любуясь чудесной композицией, потом надела перчатки и протянула Михелю руку:

– Кира!

Осторожно пожав тонкие пальчики, Михель неожиданно для себя выдал:

– Михель!

 

V

«Обрывки снов над пропастью кулис…»

 

На следующий день договорились увидеться в театральном музее. Именно там, в экспозиции, Ядвига и видела батистовый платок с монограммой «Е. Б.» Встретила их смотрительница музея и по совместительству старинная подруга Ядвиги Аглая Петровна.

– Елизавета Белозерская? Ну, как же! Экспонатов совсем немного – платок и зонтик. Впрочем, и играла она всего в одном спектакле. Там даже какой‑то скандал был с её опекуном, графом Фёдором Матвеевичем Белозерским. Он Лизу в гримёрную не пускал. С большим трудом удалось с ним договориться, и то только после вмешательства директора театра и личного ходатайства Великого Князя. Тот большой поклонник был этого спектакля, а вернее, его примадонны – Любови Тумановой. Вот она и оставила свои воспоминания об этом случае, там и про внешность Белозерской есть. Не без зависти, конечно, к её молодости и красоте. Да, не без этого.