2 наверху. Ее судьба
Коровкина бесшумно скользнула по коридору, Панин вернулся в гостиную, выключил компьютер и раскрыл один из приготовленных учебников.
– Ф‑фуу, еще сильней вспотела, – сообщила Настя, вернувшись из кухни. – Можно, на балкон выйду, постою чуток, а то у меня ручей течет между…
Она осеклась, взглянула невинно:
– В общем, надо просвежиться.
– На этом балконе вечером жарко, как в Египте, – ответил он. – Идите в…
Он тоже осекся, сказать «в спальню» показалось неприличными, и продолжил:
– …В другую комнату. Там второй балкон, выходит на реку, свежий воздух и уже почти прохладно.
Проводя Настю до спальни, Панин остановился в дверях.
Она прошелестела на балкон, встала к нему спиной.
По движениям рук он понял, что девчонка расстегнула платье и теперь гонит воздух туда, где течет ручей.
Радикальность гостьи зашкаливала, еще через минуту она могла обнажиться до пояса, чтобы просвежиться по полной программе.
Подобные зрелища не входили в план, Панин удалился на кухню, заварил себе кофе.
Когда он вернулся в гостиную, Настя – остывшая, спокойная, застегнутая и даже причесанная – сидела на стуле, прилежно положив на стол тонкие руки.
– Ну все, Дмитрий Викентич, – она улыбнулась спокойно. – Теперь я готова.
– Прекрасно, – ответил Панин. – Начнем, гражданка Коровкина, ваш новый экскурс в старую математику. Насколько я понял по экзамену, вы…
– Дмитрий Викентич, – перебила девчонка. – Я об одной вещи хочу попросить.
– Еще попить? Сейчас принесу бутылку и стакан, чтобы не бегать взад‑вперед каждую секунду.
– Не‑а, не попить. Просто… Не называйте меня на «вы», пожалуйста. А то у нас в школе учитель называл на «ты», а «выкать» начинал, когда сердился. А вы же на меня не сердитесь, правда?
– Пока не сержусь, – он сдержанно улыбнулся. – Уговорили. Буду называть вас на «ты»… Ну ладно, теперь поехали.
– Поехали, – подтвердила Настя и раскрыла свежую тетрадь.
– Начнем с самого начала. Вот этот пример решите, пожалуйста… Реши.
Взяв ручку, он написал:
1/2 +1/3 =
– Дмитрий Викентич, вы чё?! – серые глаза взглянули возмущенно. – Мы же не в первом классе, я в универ готовлюсь, а вы мне дроби пишете. Это в уме решается.
– Вот и решай, – не вдаваясь в подробности сказал Панин и вышел на балкон.
С ученицей следовало сразу выяснить, что она знает, а чего не знает – точнее, знает ли хоть что‑нибудь.
Он перегнулся через перила и посмотрел, как асфальтировщики в оранжевых робах пинают колесо кособокого заржавленного «пирожка», надеясь воем сигнализации вызвать хозяина, чтобы освободить дворовую парковку.
– …Две пятых, я же говорила!
– Две пятых? – уточнил Панин, вернувшись к столу. – И как они у вас получились?
– Так, – уверенно ответила Настя. – Сверху один плюс один, снизу два плюс три.
– Неправильно. Дроби складываются по‑другому.
– Как это «по‑другому»? – возмутилась девчонка. – Нас в школе так учили.
Он ответил не сразу.
Как учат математику в деревенской школе, было известно всем.
Не имело смысла разбираться, какой бред нес будущим свинаркам и механизаторам их учитель – наверняка старый пропойца вроде Зотова.
Стоило просто заниматься своим делом.
– Не знаю, Настя, как учили у вас в школе, сейчас тебя учу я и слушай меня. И пытайся не просто заучивать, а соображать. Математика – это не какая‑нибудь история, где надо тупо помнить даты. Тут можно почти ничего не помнить, а понимать правила и делать выводы.
Она молчала, глядела на него.
– Прежде всего – надо понять, почему так складывать дроби неправильно. Рассмотрим другой пример. Две половины составляют целое, верно?
– Как это, не въезжаю?
– Ну вот давай возьмем… – Панин на секунду задумался. – Кусок пластилина. Он целый, верно?
– Верно.
– Разрежем пополам, получатся две половинки. Тоже верно?
– Тоже верно.
– А если приложим обратно, получится опять целый кусок. Это верно?
– И это верно.
– А теперь проверь, получится ли обратно целое, если ты сложишь по‑своему одну вторую и одну вторую.
– Блин, если сложить и сократить, снова одна вторая получается, а не единица! – почти сразу воскликнула Настя. – Значит, в самом деле так неправильно!
– Вот видишь, – он усмехнулся. – А ты мне не верила.
– Теперь верю.
– Это хорошо. Забудь все, чему учили в школе, и будем учить элементарную математику с нуля.
– Будем, – согласилась девчонка.
Полтора астрономических часа занятий показались Панину адом.
Анастасия Коровкина не знала абсолютно ничего. Учить ее приходилось каждой мелочи, тратить по десять минут там, где с минимально подготовленными школьниками хватало секунды.
Знав заранее о ее уровне, Панин ни за какие коврижки не согласился бы на репетиторство.
Досада усугублялась тем, что Настя оказалась умной и схватывала все на лету.
В иных обстоятельствах – при занятиях, проходивших три раза в неделю целый семестр – она могла бы наверстать курс школьной математики до твердой «четверки».
Но до начала экзаменов на заочном отделении оставалось слишком мало времени.
Честнее всего было после первого занятия отказаться от продолжения: сказать Коровкиной, что при входном уровне знаний физически невозможно подготовить ее на «тройку» даже для заочных менеджеров. Объяснить все как есть, посоветовать несколько хороших учебников, пару сайтов с бесплатными школьными темами и распрощаться до будущего года.