Четверо за спиной
Нервно, по привычке начинаю крутить и дергать браслет. Смотрю на открывающуюся картину и холодеет в груди: неужели то, что говорил мне этот шизофреник – правда? Это – не мой мир? Да быть такого не может! От слова совсем! Может мне чего в отвар подмешали, и я лежу сейчас под кустом и пускаю слюни? Чтобы хоть как‑то убедиться в реальности происходящего, впиваюсь ногтями в руку. Больно. Невольно сжимаю левую руку в кулак, стараясь удержать рвущуюся наружу панику. На лице покерфейс, работа научила держать лицо. Но Драгомира это не обманывает. Он подъезжает ко мне и останавливает рядом коня.
– Это Миргород, Ярослава. Ты будешь гостьей местного князя, Велеслава.
– Зачем? – цежу я сквозь зубы.
– Он ждал тебя. Мы все ждали.
– Опять говоришь загадками?
– Мы остановимся в палатах князя. Ты будешь почетной гостьей.
– Еще раз – зачем? Хватит недомолвок. Мне нужны ответы.
– Ты их получишь. Обещаю.
– Тебе кто‑нибудь говорил, что ты бесишь?
– Нет, – опасно улыбается он, – не рискуют.
Сцепляю зубы и жестко давлю нарастающую панику. Истерика не поможет, надо постараться сохранить рациональное мышление. Подождать. Нужно подождать и собрать информацию. Это единственное, что я сейчас могу. Реветь при посторонних – не мой профиль.
Трогаемся. Неторопливо съезжаем с холма. Мерно проходим через деревянный мост, далее дорога расширяется к подъезду в город. Внушаю себе, что я сторонний наблюдатель. Это кино, такое глубокое, сверхчеткое 3Д. Так проще, разум никак не хочет смиряться, с происходящим. Ему легче поверить в гипноз, наркоту или визуальные эффекты инопланетян.
Начинается ремесленный посад: деревянные срубы, сначала полуземляные, потом во весь рост, кое‑где огороженные невысоким плетнем. Объезжаем по краешку торжище, на котором идет бойкая торговля. Судя по размеру города – эта торговая площадка не единственная в городе, но крупная. Бойко, шумно, много запахов – еды, металла, скотины. Въезжаем в ворота. Суровые стражники, едва глянув на Драгомира, уважительно кланяются.
За воротами начинается город. Более нарядные и просторные избы, крытые тесом, а не соломой. Жители одеты в одежду поярче, больше украшений на женщинах. Поплутав по запутанным улицам, подъезжаем к воротам в детинец – район знати. Проезжаем беспрепятственно, стража уважительно кивает, видимо моих попутчиков здесь знают. Начинают попадаться дома за высокими заборами, которые иначе как «хоромы» не назвать: 2‑3 этажа, башенки, балкончики. Но на самом высоком участке выделяется отдельный, выстроенный с молодецким размахом особняк, крыши башенок которого отделаны то ли медью, то ли позолоченными листами. Такие амбиции могут быть только у самого главного – у князя. Его палаты отделены отдельным частоколом, у которого также стоит на страже охрана. Беспрепятственно минуем и их. Просторный двор, туда‑сюда снуют дворовые слуги. В лаптях! Беззастенчиво пялюсь на плетенный раритет. Подъезжаем к нарядному широкому крыльцу. Помимо слуг, принимающих коней, выходит дородная женщина:
– Здрав буди, волхв.
– И тебе не хворать, Малка. Я к князю. Гостья со мной важная, устроить ее на женской стороне, но с отдельным входом, подальше от хором княгини. Девку приставь толковую и расторопную, – его голос так холоден и бесстрастен, что я невольно вздрагиваю и поворачиваю голову, чтобы проверить, что это тот самый Драгомир, что ел со мной похлебку из одного котелка.
– Все сделаю, Ведающий.
– Иди с ней, Ярослава. Отдохни пока. За тобой придут позже.
– Зачем?
– Увидишься с князем и получишь ответы на свои вопросы.
– Особенности этикета?
– Постарайся не хамить, как мне.
– Что? – взрываюсь я.
Вместо ответа он раскатисто хохочет, расслабленное лицо мгновенно делает его моложе. Чтобы хоть как‑то выместить злость, протягиваю руку и ощутимо дергаю за прядь белых волос. Он резко осекается и с изумлением смотрит на меня. Нагло показываю ему язык и спрыгиваю с лошади. А нечего надо мной смеяться, девочки этого не любят.
Отстегиваю притороченный рюкзак, на прощание машу сопровождающим воинам рукой и ухожу за дородной ключницей. У женщины круглые глаза от моей выходки, но она слишком вышколена, чтобы задавать вопросы гостям, пусть и в странной, пропыленной одежде. Поднимаюсь на крыльцо. Идем какими‑то лабиринтами, без путеводителя не разобраться: комнаты, переходы, галереи. Стараюсь запомнить дорогу, но с первого раза сложно. Сворачиваем в один из переходов и через очередные сени попадаем сначала в просторную светлицу, из которой ведут две двери. Домоправительница открывает их поочередно:
– Опочивальня.
Проходит дальше, я вслед за ней.
– Помывочная. Такие только в доме князя да ближних бояр. Заморский мастер делал, – видимо хотела меня впечатлить техническим прогрессом. Захожу вслед за ней. Комната небольшая, в центре большая деревянная лохань, у бортика которой подобие крана с поворотной задвижкой. Подхожу, небрежно поворачиваю. После некоторого шума начинает идти вода.
– Только холодная? – не удерживаюсь от шпильки. Уж больно самодовольное у тетки лицо.
– А какая ж еще?
– У меня дома горячая и холодная подается.
– А как это так, госпожа? Из печи? – изумляется Малка.
– Это рабочим знать надо – как. А я – просто пользуюсь.
После этого домоправительница заметно присмирела и перестала недовольно коситься на мою одежду. В светлице есть еще отдельная кладовая, а в комнате опочивальни – сундук, на котором, как мне сказали, будет спать служанка. Ох, профсоюза на них нет! Опасливо косясь на меня, экономка быстро ретировалась, пообещав прислать девку в услужение.
Когда она ушла, я устало присаживаюсь на кровать. Крепко сколоченная, но узкая, с украшенными затейливой резьбой изголовником и изножьем. Поверх настила из переплетенных ремней уложен матрас, перина и все это великолепие укрыто цветным расшитым покрывалом. Подушка одна, на вид – перьевая. Осматриваюсь по сторонам: стены расписаны яркими цветами и птицами, в углу два кресла, стол и сундук. На деревянном полу ковер, одну из стен занимает русская печь, которая одним из своих изразцовых боков выходит в светлицу.