LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Forest. Книга о медленной жизни и поиске себя

Мрачное выражение сошло с лица мужчины, он широко улыбнулся.

– Очень нравится. Скажу больше, если бы повернуть время и снова оказаться перед выбором спутницы жизни, я бы женился на Хелене.

– Почему? – удивилась Эльза. Брак ее родителей не был счастливым. С чего Стефан решил, что у него все сложилось бы иначе.

– Потому что она не посягает на свободу других, даже близких. С ней можно оставаться собой.

В этом ключе Эльза о матери не думала. Действительно, Хелена никогда не стремилась изменить ни мужа, ни дочь. Давала полную свободу действий. Не всегда, правда, это было хорошо. Иногда Эльзе, наоборот, хотелось, чтобы мать обращалась с ней строже, выстраивала рамки, за которые нельзя заходить, так бы она чувствовала большую защищенность и… любовь. Возможно, отец Эльзы тоже ощущал подобное.

Скрипнула калитка. Эльза решила, что пришел Мартин, но ошиблась. На тропинке среди грядок показалась женщина. Маленькая, в широкой рубахе и штанах, будто снятых с кого‑то другого – больше похожая на мальчишку‑подростка, а не владелицу собственного бизнеса. Увидев Эльзу, Эмма остановилась. Мгновение она колебалась, но, в конце концов, справилась с собой и, выдавив улыбку, подошла к ним.

Лицо Стефана озарилось радостью, когда он тряс худенькую ручку Эммы в своей мозолистой руке. Эльзу же задело явное нежелание Эммы вступать с ней в контакт.

– Я все приготовил, – сказал мужчина и скрылся в теплице.

Через несколько секунд он появился с корзиной, наполненной не овощами, как ожидала Эльза, а ботвой. Женщина взяла корзину и, поблагодарив, быстро ушла.

Стефан заметил удивленный взгляд своей гостьи.

– Эмма использует растения в своей гончарной работе, – пояснил он. – Делает отпечатки на глине. Овощи я ей тоже даю, не подумай. Но ботве она радуется больше.

Снова скрипнула калитка. На этот раз на дорожке появился Мартин с фотокамерой. Эльза оставила мужчин одних, сама же вернулась домой.

Хелена занималась пледом. Она поинтересовалась, какое впечатление на Эльзу произвела теплица Стефана.

– Теплица роскошная, – ответила она, заметив, что матери приятно это слышать. – А Стефан в самом деле не так прост, как кажется. То, как он отверг свою жену и продолжает это делать – жестоко.

Хелена пожала плечами.

– Значит, у его жены есть мотивы не менять своего положения, мириться с ним. Люди – не примитивные, как утверждают некоторые, а очень даже сложные создания, у каждого нашего поступка есть множество причин, порой, неосознанных.

– Я встретила у Стефана Эмму, – переменила разговор Эльза. – Странная женщина. Держится особняком, смущается или пугается, не понятно. Удивительно, как ты с ней подружилась.

– Я и не подружилась. Просто у нас нашлось нечто общее.

– Что же это?

– Смерть мужей.

Слова упали, словно камни. В комнате воцарилась тишина. Эльза ничего больше не спрашивала, а мать, не отрываясь от работы, начала рассказ.

 

История Эммы

 

Эмма родилась в семье художников. Родители ее часто переезжали, можно сказать, кочевали, но девочка этого не замечала, потому что условия везде были похожие – крохотные квартирки с минимумом удобств или вообще без них. Родителям Эммы приходилось нелегко, но это она поняла только, став взрослой. Это сейчас она отчетливо видела, что одевались они как нищие, ели плохо, жили убого, никаких родственников, бабушек и дедушек не было, наверное, они либо умерли, либо не одобрили жизненные пути своих детей и прервали с ними всяческое общение. Но тогда, в детстве, жизнь представлялась Эмме прекрасной. Мама и папа почти всегда находились рядом, вокруг царил творческий хаос, все было в краске, так что маленькой Эмме разрешалось пачкаться в ней без ограничений. Они могли в любой момент сорваться и поехать куда‑нибудь на старенькой машине, которая обычно ломалась в дороге. Но это не служило поводом для расстройств, наоборот, вызывало радость приключения. Могли заночевать под звездным небом на берегу озера или в лесу. Купить или, чаще, выпросить несколько картофелин и запечь их в костре. Вот и весь ужин, но этого было достаточно. Им не нужны были шикарные апартаменты, изысканные блюда, дизайнерские наряды. Они были свободными и счастливыми. Отец играл на гитаре, мать пела, потом они спали, обнявшись, втроем и чувствовали себя одними во вселенной.

Мама умерла, когда Эмме было восемь. От передозировки – услышала девочка, как шушукались немногочисленные люди на похоронах. Через год не стало отца – он бросился под поезд. Детство Эммы резко закончилось вместе с осознанием, какой иллюзорный мир создали ее родители. Они сами бежали от реальности и спрятали от нее Эмму. Тем тяжелее было столкновение с миром настоящим. После смерти отца объявилась родственница – какая‑то двоюродная тетка, она и взяла на себя опеку над девочкой. Строгая тетка Берта, вылизанная квартира, четкий распорядок дня, железные правила: как же все отличалось от привычного Эмме уклада. Сначала девочка пребывала в депрессии и просто отключилась от происходящего, потом устроила бунт против тетки и ее правил, потом покорилась. Есть в одно и то же время, аккуратно одеваться, не грубить, ходить в школу, не пропускать занятий, делать уроки, прибираться в комнате… Тетка Берта казалась Эмме чудовищем, а ее дом – тюрьмой. Про отца и мать Эммы она сначала ничего не говорила, потом высказывала неодобрение. Сейчас‑то Эмма понимала, что тетка для нее сделала. Из дикого волчонка вырастила нормальную девушку – образованную, воспитанную, целеустремленную, чего родители Эммы не делали и делать не собирались, уйдя в сладкий мир наркотиков и творческих грез. Но тогда… Стыдно вспоминать, как она изводила бедную родственницу. К счастью, терпение тетки Берты не имело границ, и в конечном итоге она смогла переубедить строптивого подростка: чтобы окончить свою жизнь иначе, чем мать и отец, нужно жить иначе: брать на себя обязательства, делать не только то, что нравится, но и то, что требует от тебя общество, не противопоставлять себя ему, а играть по правилам.

Взрослея, Эмма перестала обожествлять родителей, пошла учиться на юриста, максимально отдалилась от всего, что связано с творчеством. Даже никогда не посещала галереи и музеи с картинами, полностью обратившись к земному. Потом нашла себе мужа, тоже юриста. Оба успешно работали, неплохо зарабатывали, хоть и были молодыми специалистами. Купили квартиру. Тетка Берта, с которой у повзрослевшей Эммы наладились отношения, умерла, завещав ей свой домик в деревне, куда они ездили пару раз в школьные годы Эммы.

Когда они с мужем приехали смотреть наследство, то ужаснулись разрушениям, которое сотворило время и отсутствие крепкой хозяйской руки. Домик обветшал и перекосился, двор зарос травой. Ганс предложил снести развалюху и построить новый коттедж. Весь ненужный хлам выбросить. «Если захочешь что‑то оставить в память о тетке, – сказал Ганс, – отложи, отведем под эти вещи кладовую». Вот тогда‑то, разбирая накопившийся за годы скарб, Эмма наткнулась на него – непонятный круг. Как он здесь оказался?

TOC