Кулон месье Лангле
– В этом доме только твоя мастерская или есть еще? – заинтересовалась я, забыв, по какому поводу я пришла к Ане прямо в студию.
– Только моя. И она, видишь, как освещена? – Анна рукой показала на окна.
– Очень светло. Здесь, наверное, и в пасмурную погоду достаточно света?
– Не всегда. А вообще, окна в мастерских обычно устраивали лишь с севера, чтобы обеспечить максимально рассеянный свет без прямых солнечных лучей, а мои как раз выходят на север. Это самое главное.
– Покажешь свои картины? Ты мне обещала еще нью‑йоркские.
Вся мастерская Анны была заставлена ее работами: они разместились вдоль стен, на подрамниках, некоторые висели на стенах. Какие‑то картины были закрыты холстом, некоторые повернуты изнанкой, скрывая рисунок. На полках лежали эскизы, стояли бутылки с растворителями. В углу рулоны бумаг, загрунтованные холсты. Эскизы, кисти, карандаши, смятые пустые тюбики из‑под краски, какие‑то тряпки, ветошь – все было разложено тут и там по мастерской.
– Покажу, конечно, только мне их найти еще нужно. Я недавно решила навести здесь порядок, – Анна обвела мастерскую взглядом, – как видишь, не очень удачно. Теперь я вообще ничего не могу найти. Систематизировала, называется, работы. И не могу понять, по какому принципу и где какую картину искать.
– Ты как всегда. Мне кажется, ты и дома так у себя все пыталась систематизировать, – вспоминая вечный бардак в ее квартире, засмеялась я.
– Точно, – поддержала меня Анна и тоже засмеялась. – Маш, чай будешь? Или давай кофе сварю, у меня спиртовка есть.
– Нет, спасибо, Аня, я же по делу, – вернулась я в реальность и достала из сумки портрет Василисы и фотографии детей.
– Что за дело? – Анна поставила очищенные кисти в банку, вытерла руки о тряпку и не глядя отбросила ее на стол.
– Ань, мне срочно нужны портреты Кати и Вани вот в таком стиле, – я показала рисунки. – Очень срочно, послезавтра, – уточнила я.
– Дай посмотреть. – Анна подошла ко мне, взяла из рук портрет и фотографии детей. – Ну ты, мать, задачи ставишь. – Она отошла к окну и стала рассматривать портрет.
– Ты видела его у меня, – напомнила я.
– Видеть‑то видела, но не вникала, – Анна посмотрела на меня внимательно, – чего такая срочность?
– Папин друг в среду днем улетает к ним в Калифорнию, я должна была передать с ним портреты, подарок к маминому юбилею, и забыла, балда.
Чтобы не смотреть на Анну и случайно не вызвать сомнение у нее бегающим взглядом, пришлось сделать вид, что внимательно разглядываю эскизы, разложенные на одном из столов. Хоть я и умею хорошо блефовать, но для этого мне нужна сосредоточенность и настрой, а сейчас я не могла собраться.
Анна подошла к дивану, стоящему у глухой стены, убрала с него вещи на стул за расписанной ширмой рядом и села. Ее длинная широкая юбка темно‑зеленого цвета легла волнами на пол.
– Основа у меня есть, фотографии детей хорошие, – она смотрела на портреты и рассуждала вслух. – Маш, одежду я на свое усмотрение напишу, окей? – Анна посмотрела на меня.
– Конечно, ты лучше меня знаешь, что и как, – польстила я. Не буду же я рассказывать ей, что я прекрасно могу описать детские вещи того периода.
Анна минуту посидела в задумчивости, потом вскочила, положила портреты и фотографии на стол и бросилась к полке с разными бумагами, картоном и блокнотами, стала их перебирать.
– Это не то, этот маловат, – бормотала она, совершенно погрузившись в процесс.
– Ань, я пойду, не буду мешать, – не дождавшись ответа от подруги, которая с довольным видом вытаскивала большой лист картона, я двинулась к выходу из мастерской. – Пока, – и вышла.
Я вышла и села в ободранное кресло с торчащими кусками поролона на площадке у двери в мастерскую. Мне нужно было собраться с силами и идти за детьми в парк. Они там гуляли с Кириллом. Он иногда давал мне возможность заняться домашними делами и развлекал детей в парке или в кино.
Я резко выдохнула, встала и побежала вниз по лестнице.
20
– Ничего себе у меня инструкция получается, – пробормотала я и тихо присвистнула, чтобы не разбудить детей. Практически déjà vu, пять лет назад перед своим отъездом я писала другой список – список событий будущего для Дмитрия.
Передо мной на столе лежала прозрачная папка с документами детей, документами на квартиру и пять исписанных листов. На самом верху – письма для Александра и Кирилла. Отвлекшись от писем и инструкций, я посмотрела на приготовленный костюм.
Это был тот самый мужской костюм, который пережил со мной путешествие во времени. Моя брошь уже была пристегнута с внутренней стороны камзола. Я со страхом примеряла наряд, боялась, что он мне будет мал, а времени расшивать совершенно не было. После рождения близнецов мне все казалось, что я поправилась. Хотя через месяц хлопот и бессонницы с двумя детьми я стала даже стройнее, чем была до беременности. В общем, я зря переживала, костюм сидел на мне как влитой, словно и не было этих пяти лет.
Приготовив практически все для своего путешествия, я вдруг обеспокоилась, как же воспримет мое возвращение Дмитрий? Но что больше всего меня пугало: а вдруг он счастлив сейчас с другой женщиной? Пришлось взять себя в руки и не зацикливаться, иначе у меня сразу опускались руки, а мне просто необходимо было собраться и держать все эмоции и чувства под контролем. Завтра утром Аня должна принести портреты, осталось только положить их в камзол, и я буду готова к путешествию.
Раздался тихий стук. Я подбежала к двери, мельком глянула в глазок и распахнула ее.
– Привет, детей не разбудила? – Передо мной стояла Анна с собранными в высокий хвост разноцветными косичками и в платье асимметричного покроя с большими накладными карманами, очки сегодня у нее были в тонкой желтой оправе, на плече висела объемная сумка‑торба, а в руках она держала портреты.
– Нет, не переживай. Я только про тебя подумала, что завтра утром увидимся. Проходи, чаю выпьем, – я посторонилась, пропуская соседку.
– Нет, спасибо, на открытие выставки опаздываю. Мне Митрич и так опоздание не простит. Вот портреты, все, как заказывала. – Анна протянула мне рисунки и фотографии детей. – Принимай работу, – усмехнулась она.
– Аня, спасибо. – Я взяла портреты и стала их рассматривать при тусклом свете лампы на площадке. – Ты меня так выручила, просто нет слов.
– Маш, дома посмотришь, здесь свет фиговый.
– Аня, ну зайди, я тебе потом такси вызову, – попросила я.