Линия крови
– Новый телефон – у следователя, – сказала она. – Они ничего в нем не нашли, ничего интересного для следствия, как они говорят, но телефон не отдают. Вещдок.
Ирина Олеговна налила чай Нике и себе.
Ника рассматривала смартфон. В плоском корпусе из пластика и металла – жизнь человека, его чувства, желания, увлечения, его друзья и враги, воспоминания и планы на будущее. Странно, что он неинтересен следствию. Халтурщики. Прошел год, убийца на свободе, а они отмахиваются от смартфона, который, чем черт не шутит, даст зацепку в расследовании. Пока у них ноль. Так было год назад и так сейчас.
– Можно зайти в комнату Оли? – спросила Ника. – Вдруг они еще что‑нибудь не нашли?
– Конечно, конечно. Тебе бы следователем работать, у тебя талант. Помню, ты маленькая была, мать прятала от тебя сладкое, а ты всегда находила. Теперь вот и профессию выбрала себе, аудитор.
Ника улыбнулась. На сладкое у нее правда нюх – как и на доказательства причастности плохих людей к плохим делам. Плохим людям это не нравится. Два месяца назад, в августе, ее пытались убить во время одного из расследований, и это явно не последний случай, но страх ее не останавливает. Что мертво, умереть не может. Она умерла в Ангарске, семь лет назад, в темном подъезде, на выщербленном холодном бетоне, когда ее били и насиловали, насиловали и били, – и сейчас она живет после смерти и не чувствует себя по‑настоящему живой.
Допив чай, прошли в комнату Оли.
Здесь все сохранилось так, как было при ее жизни. Комната‑музей, мемориальная комната, и никто не станет обвинять мать в том, что она лишь растравливает себя и усугубляет свои страдания, сохраняя в неприкосновенности материальное и как бы возвращаясь здесь, в этих стенах, в то время, когда дочь была жива. Нет, ее дочь мертва. Дочь не ляжет на эту кровать, не сядет за этот стол, не включит стереосистему, не возьмет книгу с полки.
– Вот ее рисунки. – Ирина Олеговна показала на большую картонную коробку у кровати. – Я всегда жалела, что не отдала ее в художественную школу, она хорошо рисовала.
Ника присела на кровать. Взяла несколько рисунков из коробки. Да, у Оли был талант, она всегда рисовала лучше всех: в детсаде, в школе, в институте, – но в итоге выучилась на экономиста, а не на художника, и тянула лямку в финансовой службе известной нефтегазовой компании. Платили хорошо, но душа к работе не лежала. За два года до смерти она собиралась уволиться, жаловалась Нике, что больше не может, хочет заняться дизайном интерьеров вместо скучных показателей окупаемости инвестиционных проектов, но – не уволилась. Во всяком случае, Ника об этом неизвестно. В последние два года они почти не общались: звонки по дням рождения, сообщения на Новый год, – и всякий раз у Оли был повод не встретиться. Что‑то изменилось в ее жизни, но Ника не знала – что, Оля не рассказывала. «Все нормально, – отвечала она на вопросы о том, как дела. – Своим чередом». Ника даже не знала, есть ли у Оли мужчина. Раньше Оля делилась подробностями личной жизни, но в последнее время как отрезало. Что‑то в этом было не так.
Потом пришло приглашение на свадьбу. Неожиданное, однако, приглашение.
«Ну ты тихоня, – сказала Ника бывшей подруге. – Откуда вдруг?»
«Нагуляла на Крите, – отшутилась Оля. – Любовь с первого взгляда».
Мать удивилась не меньше. Она тоже мало чего знала о жизни дочери, ей нечего было рассказать следователям.
Ника перебирала рисунки.
Много обнаженки. Голые женщины и мужчины, вместе и по отдельности, греческий культ тела на белой бумаге серым карандашом. Много портретов. Есть пейзажи. А вот какая‑то интересная геометрическая фигура, похожая на звезду Давида, тоже шестиконечная, но нарисованная иначе – как наложенные друг на друга четыре треугольника. Острая, какая‑то опасная – как шип у колючей проволоки.
Вот еще одна такая же звезда.
– Оля сделала такую татуировку за полгода до… смерти. – Ирина Олеговна перевела дух, справившись с этим словом. – На плече. Не видела?
– Нет. – Ника рассматривала рисунок.
– Когда я спросила, что это, она сказала, что это фигура, которую можно нарисовать, не отрывая карандаш от бумаги. Больше ничего не сказала.
– Гексаграмма. Шестиугольник.
Ника сделала фото.
– Полиция этим тоже не заинтересовалась? – спросила она.
– Нет.
– Можно я еще что‑нибудь поищу?
– Пожалуйста.
Ирина Олеговна вышла из комнаты, чтобы не видеть, как Ника ищет.
«Я ее последняя надежда, – подумала Ника, выдвигая ящик письменного стола, с кисточками, красками и карандашами. – Страшно. Когда не на что больше надеяться, приходится надеяться на чудо. Или на Нику Корневу, специализирующуюся на финансовых расследованиях, а не на убийствах. Правда, в процессе предыдущего расследования умерли трое, одного из которых убила Ника, но это побочный эффект ее аудиторской деятельности, а не объект расследования, как в обычных детективах».
В столе ничего интересного. В платяном шкафу – тоже. Одежда умершей женщины, ее нижнее белье, обувь – как напоминания о том, что хозяйки больше нет. Раньше Оля любила яркие цвета, туфли на шпильках, но в последнее время стала одеваться мрачно: темные тона, темная обувь на платформе, темная косметика. В соцсетях есть несколько фото в новом образе.
Что с тобой случилось, Оля? Кто и почему тебя убил?
Напротив платяного шкафа – книжный шкаф со стеклянными дверцами. Что здесь? Толстой, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Ницще, Пелевин, Сорокин, Венечка Ерофеев (Оля любила цитировать его подшофе) – довольно много книг по современным меркам, экспонаты мемориальной комнаты, собранные покойницей.
Одна книга стоит корешком назад, между книгами Ницше и Достоевского, выделяясь среди других.
Ника вытащила ее.
Черно‑белая обложка. Автор не указан. Название, мягко говоря, необычное.
XIII
Lex Naturalis
as delivered by the voice of the past in the name of the future
to E. L.[1]
Ника открыла книгу. На внутренней стороне обложки – надпись от руки, черной гелевой ручкой:
[1] XIII Естественный Закон, переданный в адрес Э.Л. голосом из прошлого во имя будущего (англ.)