Перемирие
Здесь было даже еще тише, чем в спящем городке. Тут редко кто бывал даже днем. Шелестели деревья, цвели поздние осенние цветы, падали листья, тихо кружась над землей…
Ровными рядами здесь стояли мраморные плиты с надписями, четкими холмиками обработанной заботами неведомых ему людей земли возвышались над пожухлой травой могилы.
Это было Новое Кладбище.
Еще шагов сто…
Да, не ошибся.
Он стоял над собственной могилой. Здесь тоже только плита и холмик земли.
А что же еще.
Он пришел.
Эпилог
– Ты все‑таки притопал. А ведь так близок был в этот раз!
Он узнал этот слегка ехидный голос. Позади него стоял хозяин тех трех цветков с геранью, что жил на втором этаже углового дома. Вот только почему он никак не припомнит, что же связывает этого старика с ненавистным перемирием?
– Тебе снова дано уйти, солдат. Так не медли, воспользуйся дарованным, только помни одно: лучше умри там, поскольку в следующий раз ты все поймешь, как понял я когда‑то, и возвращение туда станет невозможно. Нельзя быть в бою и не верить в него.
Он оглянулся и посмотрел на темневшую поблизости фигуру.
– Кто вы?
– Я – один из первых, кто вернулся из боя. Тогда это было гораздо проще, но, поверь, все равно хорошего мало. Не поступай, как я, если почувствуешь зов – беги за помощью к доброй старушке‑смерти.
Он молчал некоторое время, размышляя над словами говорившего.
Но так и не смог ничего ответить.
Сверкнула молния, и мир погас, разорванный ею на части.
Не осталось даже этого призрачного света.
Он снова был счастлив.
На могиле же теперь стоял другой год смерти. Немного другой.
Лилия и солнце
Лилия на фоне заходящего солнца – вот символ борьбы всего земного с самим собой.
Ма Шэньбин‑третий
Даже трава здесь была какая‑то чужая. Жесткая, бурая, неживая. Высохший суглинок кое‑как утыкан ржавой щетиной, украшен мятой пачкой из‑под «запашка», присыпан серой пылью. Ею же покрыты крепкие, но уже донельзя стоптанные ботинки, своим кособоким тандемом довершающие натюрморт. Сколько всего исхожено, бывали в местах и похуже. Здесь же – пусто и скучно, обычная картина урбанистического нашего настоящего. Вон, чуть поодаль проплешина возле мусорного бака, горело тут что‑то недавно, оставив на закопченной земле трухлявые ошметки, проткнутые насквозь перекрученной проволокой. Тут же чахлая рябина посторонилась – прочь от этого чудовища. От ее кривого ствола тянется к обломку бетонного столба плеть пластикового жгута, призванного, кажется, выпрямить несчастное деревце, но только превратившего его в идол бессмысленной битвы больного с непреодолимым.
У самого полотна дороги грудой свалены кем‑то два десятка подгнивших деревянных брусьев. Они лежат тут так давно, что успели примерить на себя все извивы и неровности земли. Всё того же извечно бурого цвета – труха оставшихся с прошлой осени листьев набилась в щели между досками. Милое дело полежать на таком топчане.
Небольшой пятачок земли на отшибе, голая стена какого‑то склада, забытое всеми место. Только дурной сквозняк неугомонно гоняет какой‑то сор по углам, путает клочки измочаленного полиэтилена в сучьях кустов, тянет откуда‑то дымком и тлением.
Пыльно, мертво, глухо. Сколько дорог нужно истоптать, чтобы угодить сюда? Чтобы вот так, без мыслей в голове, запрокинувшись в белесое небо. Лежать и ждать. Такова была жизнь в чуждом, но не чужом тебе мире. Только ожидание между пустыми мгновениями. Ожидание чего?
Лилия держала винтолет так легко и уверенно, будто всю жизнь провела в полете. Небрежно облетала высокие деревья, чуть не задевая гущу крон серебристым диском винта. Швыряла послушную машину то в крутую горку, то почти в отвесное падение. Виктор был вовсе не против этих опасных выкрутасов, он любил свою дочь и понимал, что есть вещи, которые обязательно должны с тобой приключиться в молодости. Каждый должен испытать это сладкое чувство стремительного полета, когда одно‑единственное движение горячих пальцев способно перевернуть мир. Потом, позже, она сама поймет, что только ради вещей исключительных стоит рисковать жизнью. Почувствует вкус к сосредоточенности, нацеленной на не преходящие ценности. Сейчас же царство Лилии – это свист ветра и километры пути. Не будем ее останавливать, помолчим.
Винтолет юркой палевой каплей заложил лихой вираж и начал быстро снижаться. Закатное солнце царапнуло стрекозиное лобовое стекло своим острым средиземноморским коготком и пропало, оставив путешественников наедине с рокотом двигателя под блеклым покрывалом облаков. Быстрая машина больше не металась по небу, прочно ухватившись за пунктир курсографа. Скоро окончательно стемнеет, и пилот, если он еще в своем уме, должен будет доверить свой путь автоматике.
– Па, можно взять стоппера на борт? Вон там кто‑то сигналит с дороги.
– Лил, ты меня пугаешь, – притворно ужаснулся Виктор. – Тебе уже родной отец плох в компанию, чужих подавай?
– Ой, ну от тебя серьезного слова не дождешься. Может, человек куда спешит. Или вообще заблудился.
И правда, на сканере слева по курсу призывно замерцал значок вызова, кто‑то на земле включил «сигналку» – неизменная часть амуниции стоппера. Что ж, подбросим, чего уж…
Гудение винта сменило тональность, заводя аппарат на посадку. Шасси чуть дрогнули, принимая на себя вес машины, полетел‑побежал в стороны мелкий сор, закачались деревья.
Стоппер подбежал, пригнувшись, прижался всем телом к теплому корпусу возле левого крыла‑обтекателя, Лилия видела сквозь обзорный иллюминатор, как тугие струи искромсанного воздуха отчаянно треплют его шевелюру. Почему они все такие одинаковые?
Люк отъехал в сторону, впуская в надежно изолированный от внешнего шума салон рычание ротора.
– Эй! Забегай, нельзя тут долго ждать!