LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Садовый вишнь

…в доме напротив жила старая чашка с отбитым краешком – она ничего мне не рассказала, потому что чашки не умеют говорить, потому что где вы вообще такое видели, чтобы чашки говорили, в самом‑то деле. В соседнем доме жили древние часы, которые тоже мне ничего не сказали по той же самой причине: часы не умели говорить. В доме через дорогу я нашел дряхлое кресло‑качалку, которое тоже ничего не сказало мне. В большом доме на перекрестке я увидел уютный очаг в гостиной – но он был нем, как могила, потому что…

– …да постойте‑постойте, так я вообще никогда не раскрою дело!

– Ну а что вы хотите, если в городе исчезли все люди, остались только вещи!

– И как мне прикажете с этими вещами поступать, если они молчат? Уважаемый автор, ну вы хоть сделайте тогда, чтобы вещи говорили!

– Боюсь, это будет не так‑то просто… Это придется переписать всю историю мира, научить людей создавать вещи, наделенные глазами, голосом, разумом… это придется вдохнуть разум в мертвую глину, из которой гончар лепит чашку, в прутья, из которых плетут кресло, в мертвый камень, из которого сложен очаг, в огонь в очаге…

– Что же, извольте потрудиться и переделать мир, иначе я ничего здесь не узнаю!

– Хорошо… я попробую…

 

…в доме напротив жила старая чашка, которая рассказала мне, что видела в окно – но я её не услышал, потому что меня не было. в соседнем доме жили древние часы, которые тоже поведали мне все – но я не услышал их, меня не было. В доме через дорогу я нашел дряхлое кресло‑качалку, которому было известно больше всех – но я не узнал, что именно было ему известно, потому что меня не было. В большом доме на перекрестке…

– …да что это такое, в самом‑то деле, я как должен расследовать, если меня нет?

Ну а что вы хотели… в мире, где глина и сухой тростник могут мыслить, они сами сотворят себя такими, какими могли бы сотворить их люди… Здесь нет людей…

– Тогда я не смогу раскрыть дело?

– Мне очень жаль… не сможете…

– …или нет, постойте‑постойте, я понял, куда пропали люди!

– И… и куда же?

– Так вы сами создали мир без людей, вот люди и исчезли! Получается, я раскрыл дело?

– И да… и нет.

Я понял, что сам того не желая, стал детективом, одновременно существующим и несуществующим, который одновременно раскрыл и не раскрыл дело, – но это было только началом моих странных злоключений, потому что…

(…дальше детектив говорить не может, потому что его нет…)

 

Краденая деревня

 

1

 

Стремительно темнеет, как‑то до неприличного стремительно, ночь, подожди, тпру, стой, да это я не тебе, Ночка, ты‑то давай, поторапливайся…

– …далеко еще? – не выдерживает Ночка.

Еле сдерживаюсь, чтобы не отрезать, что если так плестись будет, то вообще никогда не доберемся…

– Сейчас, сейчас… здесь деревенька должна быть…

Вглядываюсь в темноту ночи, хоть убей, ничего не вижу, как будто никакой деревеньки не было, и нет…

– И что? Опять в поле заночуем? – недовольно фыркает Ночка.

Сжимаю зубы, быстро же я её разбаловал, что ей теперь гостиницы подавай с пуховыми перинами…

Да погоди ты со своим полем… куда деревенька‑то подевалась? Вот и поворот налево, тут должна быть… Видишь хоть что‑нибудь?

Спрашиваю, хотя мог бы и не спрашивать, и так вижу, что ничего нет, только чистое поле, уже подернутое первыми шагами осени…

 

3

 

– …кем вы работаете?

– Учителем…

– Вот как… выворачивайте карманы.

– Что… я… да ни за что!

– Обыскать его! Так‑так… ну‑ка, что у вас в кармане… А вот и потерянная деревенька огоньками светится! Признавайтесь, где вы её взяли?

– Я…

– …украли? И не стыдно? А еще учитель, учитель во всем примером должен быть… Зачем деревню‑то украли?

– Я… я не могу об этом говорить. Не имею права…

– О своих правах в темнице рассуждать будете, право он имеет…

– Нельзя так, учитель все‑таки… отпустить придется…

– Вот черт… ну что поделать… Ступайте… Стража! Деревню конфискованную на место вернуть, ясно? И караул поставить, чтобы без глупостей, ишь, выдумал, деревни воровать…

– …а что вообще учитель делает?

– Да черт его знает…

– Нет, ну лекарь лечит, пекарь печет, а учитель?

Да черт его знает… учитель и учитель… не все ли равно… наше дело почет и уважение ему оказывать, пока он деревни не ворует… выдумал тоже…

 

2

 

– …а вы нас домой вернете?

– А здесь вам чем не нравится?

– Ну… так…

– Ну а раз так, давайте, слушайте… и смотрите в оба… вот, эти три черточки, это буква А, пишите себе… да, вот на этом белом, вот палочками этими пишите… А…

 

4

TOC