Свобода и дальше…
Ко мне пришло осознание того, что нельзя бросаться из крайности в крайность. Нужно следовать срединному пути и быть хозяином ситуации. Я понял, что как только я стану хозяином ситуации, все вещи покажутся в свете истины. И ни одна из возникших ситуаций не должна сбивать меня с моего Пути. И еще я понял, что истина постигается каждым из нас здесь и сейчас, в данный момент, и для этого не требуется другого времени. Поэтому, что бы я ни делал – медитировал в горах или лепил собаку из песка – все это неспроста! Все это нужно, и его нельзя выкидывать из собственной жизни или ему противиться. Все эти ситуации и те, которые еще предстоят, обязательно приведут меня к конечной цели. Нужно просто оставаться обычным, быть самим собой.
Я читал книгу, иногда откладывая ее в сторону и размышляя над только что прочтенными строками. Я слышал, как по трассе все чаще и чаще проносятся машины. Получается, я всю ночь не спал. Захлопнув «Записи…», я вдруг почувствовал такую усталость, что немедленно «вырубился». Не знаю, сколько времени я находился во власти сна, но разбудил меня гаишник, постучавшийся в окно и потребовавший предъявить документы.
ГЛАВА 7. СРЕДИ ПРЕДАННЫХ
«Начало самосовершенствования – в тебе самом; отправляясь в путешествие в тысячу ли, самое главное – сделать первый шаг. Если способен и на то, и на другое, для тебя откроется бесконечный таинственный смысл сотен тысяч учений».
Чаньский наставник Ин‑ань
Я снова ехал вперед, слушая «Ultra», не преследуя каких‑либо определенных целей и веря в то, что если дорога есть, значит, она обязательно куда‑нибудь меня приведет. Ведь если я сделал первый шаг на своем пути, если я совершил прорыв, уже никто и ничто не в силах призвать меня обратно.
Вдоль трассы росли виноградники. Я даже хотел остановиться и подойти поближе, чтобы посмотреть на молодые саженцы, но не стал этого делать. Часы на приборной панели показывали 13.27, и я сказал своему джипу: «Ну что, приятель, еще немного, и можно будет пообедать».
Эта странная привычка – разговаривать со своим Mitsubishi Pajero, появилась у меня очень давно. Наверное, некоторые подумают, что я сумасшедший, а я всего лишь люблю свою машину и очень сильно к ней привязан. Знаю‑знаю, что скажут мои братья в дхарме: от привязанностей нужно избавляться! Но я так привык к своему джипу, к тому же он стал мне домом на время моих скитаний. Может, у меня не тот духовный уровень, но я не могу ходить по дороге босиком, как Отшельник, или отказываться от привычной европейской мебели и полотенец, как семья шиваитов. Мне кажется, что сейчас другие времена. Я следую Пути, не привлекая к этому внимания. Я не хочу сказать, что путь, избранный Отшельником, – на грани показухи. Вовсе нет. Просто это – его путь. Лично я предпочитаю внешне выглядеть, как все. Это и просто, и сложно одновременно… Один дзенский наставник утверждал, что настоящая свобода возникает только тогда, когда ты сможешь отречься от отречения.
За последнее время я встретил много интересных и не похожих друг на друга людей (или их, все‑таки, нечто объединяло? Что‑то неуловимое, неподвластное законам логики, то, что трудно объяснить простыми словами и можно осознать лишь на уровне чувств?), поэтому не удивился, когда увидел на дороге целое шествие: десятки молодых, бритых наголо мужчин в шафрановых одеждах пели какую‑то песню на непонятном мне языке, некоторые держали в руках транспаранты. Я сбавил скорость и проехал вперед несколько метров, припарковавшись рядом с автобусом, на желтых бортах которого оранжевой краской было написано:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Ну конечно! Как же я сразу не догадался – это кришнаиты! Оказывается, я попал в поселок, куда ежегодно на ведический фестиваль «Садху‑санга» съезжаются кришнаиты со всех городов России и ближнего зарубежья. Я вспомнил, как прочел о движении «Сознание Кришны» в одной атеистической брошюрке: «Эти люди не знают ничего, кроме ашрама, отупляющего бормотания мантр и религиозных текстов…» Ну и так далее, в том же духе. Нечего и говорить, что я был не согласен с таким определением. Мне всегда импонировали личности с философско‑аскетическим складом ума, идущие своей дорогой, и кришнаиты входили в их число. Во времена своей юности я впервые столкнулся с представителями данного движения. Они буквально потрясли меня своим экзотическим видом, но познакомиться с их философией мне удалось лишь спустя год или два после той встречи. Сейчас же судьба вновь сталкивала меня с кришнаитами, и я решил принять участие в их фестивале.
Мне представлялись очень заманчивыми (во всех отношениях) те дни, что мне предстояло провести среди преданных. Я сразу же отыскал гостиницу и снял одноместный номер, принял душ и немного отдохнул.
Уже к вечеру улочки поселка, а также набережная заполнились гостями и участниками фестиваля: молодые улыбающиеся брахмачари в оранжевых и белых дхоти, просто парни в самых обычных джинсах и майках с восточной атрибутикой, женщины в цветастых сари (шелковых, расшитых вручную, или дешевых хлопчатобумажных). Нельзя сказать, что я был белой вороной среди толпы людей, перебирающих чётки, – я выглядел примерно так, как и добрая сотня гостей фестиваля, не являющихся кришнаитами, но так или иначе разделяющими идеи их движения. Вообще, любой фестиваль – это рай, находка для ищущей новых знакомств, знаний и приключений молодежи. Не удивительно, что в маленький городок съехалось невообразимое количество народа: здесь были, понятное дело, сами кришнаиты и коренные жители поселка; хиппующая молодежь, студенты, вегетарианцы, представители творческих профессий, последователи других религиозных учений и просто любопытные. Если я и отличался от кого‑то из них, то только тем, что попал сюда случайно. Тем не менее, я отыскал оргкомитет и, оплатив пребывание на фестивале и получив соответствующие пояснения, стал счастливым обладателем талончиков на двухразовое вегетарианское питание, право посещать лекции различных гуру и много чего еще. А на мое левое запястье был надет цветной браслет, отличавший участников фестиваля от обычных людей. Я был «опьянен» мощным зарядом духовной энергии, мне хотелось побывать на как можно большем количестве мероприятий, включенных в программу.
На следующее утро я вместе со всеми отправился в столовую, из которой были убраны и столы, и стулья: пищу принимали, сидя на полу, но с некоторых пор я привык к такому способу, и индийская вегетарианская кухня тоже была мне знакома. Мужчины сидели отдельно от женщин, и меня это даже радовало. Я сам себе удивился, с какой легкостью я пошел на контакт с новыми людьми и обсуждал с ними не только восточную философию, но и творчество своей любимой группы – даже среди преданных нашлось несколько поклонников «Depeche Mode». Как говорится в одном из японских хокку:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.»