Свобода и дальше…
– А затем, чтобы передать отсутствие вечности при помощи искусства. Искусство не вечно, даже у Оскара Уайльда портреты старели. У нас же давно уже нет настоящего искусства, потому что все, что сейчас делается – почти всегда ради денег или какой‑то другой выгоды. А по‑настоящему талантливые люди сидят дома в своих крохотных студиях и мастерских, они не могут пробиться. Искусство умирает! Взгляните на наш шоу‑бизнес – это же чёрт знает что! Зато у входа в метро поют девушки с божественными голосами, – Сергей Борисович вытер пот со лба.
Я же вспомнил высказывание Басё: «…кто делает искусство источником средств существования, возбуждают свои сердца гневом и адской жадностью и топят себя в грязной канаве. Они не способны сохранить свое искусство живым». Когда показался поворот на городской пляж, я посигналил водителю автобуса. Я остался в этой компании странных художников‑разрушителей: любопытно было воочию увидеть то, как они будут ломать только что созданные скульптуры. Сергей Борисович больше не затрагивал «упаднических» тем в искусстве. Он был очень хорошим организатором. Пока один из водителей (он же повар) готовил обед на всю компанию, группа молодых художников выстроилась в две шеренги, и каждый расчертил себе место для работы. Вскоре они показали эскизы будущих творений своему руководителю (причем они называли Сергея Борисовича Учителем). «Как в какой‑то религиозной секте», – подумал я. Сергей Борисович предложил сначала пообедать, а потом приступать к непосредственному воплощению творческих идей.
Обедали мы, сидя на обшарпанных лежаках. И я подумал, что мне в последнее время везет на вегетарианские обеды. Не знаю, были ли все художники убежденными вегетарианцами, но за обедом ничего мясного не подавалось. К тому же я заметил, что у всех у них на шеях красовались одинаковые медальоны. «Ну, точно, какое‑то братство», – решил я, однако спросить постеснялся.
Художники работали в парах. Один носил песок и воду, добавляя в раствор специальное клейкое вещество, а второй занимался созданием скульптуры. Сергей Борисович предложил мне тоже попробовать принять участие в этом мероприятии и дал в качестве напарника веснушчатого долговязого мальчика Вадика в майке с надписью POETRY IN MOVING. Я поинтересовался у парня, что именно можно сделать из песка. Вадик ответил, что все.
– Абсолютно все? – переспросил я.
– Ну, почти все, любые реальные предметы, – сказал он, подумав.
Тогда я решил сделать скульптуру стаффордширского терьера. Естественно, в память о Дэне. Вадик не возражал. Художником он оказался классным и, к тому же, любил собак. Вместе нам удалось сделать стаффорда из песка. Скульптура получилась в реальную величину, причем собака сидела так, будто смотрела на море в ожидании, когда из воды выйдет ее хозяин. Всем наше творение понравилось.
Я захотел посмотреть, что создали другие. Сергей Борисович с напарником – самолет. Кто‑то из группы – слона. Кто‑то – ребенка с мячом. Были даже скульптуры пингвинов и маленьких крыс. Но больше всего мне, почему‑то, понравилась лавочка. Обыкновенная лавочка, как в парке, но трудились над этим объектом творчества художники долго.
Наверное, Сергей Борисович со своими учениками был фигурой известной в определенных кругах. Со всех концов пляжа приходили люди, чтобы посмотреть на песочный «вернисаж». И самое странное, что каждый приносил что‑нибудь за просмотр: арбузы, яблоки, персики и другие фрукты. Приносили и деньги, но Сергей Борисович отдавал их повару, говоря, что это на следующий обед. Всех желающих Учитель угощал каким‑то напитком из пластиковых стаканчиков. Я тоже попробовал – оказалось, охлажденный мятный чай. Когда посетители уходили, художники с разбега прыгали на созданные ими же скульптуры и рушили их. Я попросил, чтобы нашего с Вадиком стаффорда не трогали – «собака» так и осталась сидеть на берегу моря.
Учитель подошел ко мне и дал «наставление»: «Запомните, молодой человек! Искусство – это образ жизни. И его необязательно понимать, его нужно чувствовать, как заметил один писатель. Искусство – это способ получения удовольствия каждую секунду. Не лишайте себя этого удовольствия». Сергей Борисович звал меня с ними дальше, но я ответил, что мне надо остаться здесь. Почему остаться, я и сам толком не понимал. «Тогда всего доброго!» – пожелал он, и группа «нестандартных художников» скрылась в автобусе.
Я остался один на опустевшем пляже и смотрел на море. Отогнал машину к какому‑то кафе и купил там же две банки безалкогольного пива. Прихватив с собой покрывало, расстелил его на берегу. В воздухе кружились стрекозы, солнце склонилось к закату. Я вспомнил, что уже видел небо розового цвета на фотографии, которую подарил мне отшельник. Я достал ее из кармана рюкзака и стал внимательно рассматривать: действительно розовые облака, туманная дымка над горным хребтом, раскидистые деревья по обе стороны дороги. И по трассе идет он, со своим неизменным посохом. Бритый наголо, босиком и с котомкой за плечами. Идет по самой середине разделительной полосы; и, как и я сейчас, никуда не сворачивает. На обратной же стороне была следующая надпись: «В конце Юги гора Меру может трястись. В конце кальпы воды семи океанов могут быть потревожены. Но саддху никогда не свернет с духовного пути». Я показал фотографию песочному стаффорду. Пес, разумеется, никак не отреагировал. Был бы это настоящий Чак, то обязательно бы завилял хвостом.
Море шумело до умопомрачения красиво. Я лежал на берегу, закинув руки за голову, и наблюдал за стрекозами. Песочная собака сидела рядом.
Пиво закончилось, и я думал о том, как было бы хорошо уметь летать. Пусть даже так низко, как эти стрекозы. Интересно, хотят ли летать собаки?
Я сам не заметил, как заснул…
ГЛАВА 6. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ОБОЧИНЕ ДОРОГИ
«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою».
В. Г. Белинский
Я проснулся очень рано. Легкий ветерок разносил своеобразный запах утреннего моря. Оглянувшись назад, я убедился в том, что песочный Чак сидел, как ни в чем не бывало. Чуть поодаль тренировалась группа спортсменов‑энтузиастов. Бегали девушки в спортивных костюмах. Одинокие парни отжимались на кулаках на мокром песке. Воодушевленный их примером, я вскочил со своего «ложа», стянул одежду и с разбега влетел в море. Вода, на удивление, была достаточно теплой. Я вернулся к оставленной у кафе машине и достал кимоно, подаренное мне Дэном.