LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Арс

– Так я пройду? – спросила Екатерина Николаевна.

– Да, разумеется, – засуетился Арс.

Зайдя в квартиру, девушка стала внимательно осматриваться.

– Кофе? – учтиво предложил ей юноша.

– А чай есть? – спросила она.

– Да, конечно, – ответил он.

«Только сегодня купил, – раздумывал Браун по пути на кухню. – А она хитрая лиса! Интересно, если бы я предложил ей чай, она бы что – попросила кофе?.. А вообще, она молодец. Только не с тем связалась. Мне уже семьдесят лет, девочка!»

Согрев чайник, он заварил две кружки чая. За это время Екатерина Николаевна успела, как бы невзначай, осмотреть всю квартиру.

Они сели за стол и стали пить чай. За окном шёл дождь.

– Арс, а ты умница, – сказала девушка. – Держишь дом в чистоте, пока мамы нет.

– Спасибо, – нейтральным тоном отозвался подросток.

– Но я пришла не только посмотреть, как ты тут без мамы живёшь, – продолжила Екатерина Николаевна. – Я хотела поговорить о тебе.

Возникла неловкая пауза. Через некоторое время учительница добавила:

– У тебя сейчас немало проблем. Эти хулиганы в школе. То самое видео. Постоянное отсутствие мамы…

Юноша внимательно слушал.

– …ты пойми, – продолжила девушка, – это всё – временные трудности. Скоро ты закончишь школу, поступишь в университет, и у тебя начнётся совсем другая жизнь. Ты даже не будешь вспоминать об этих временах. И то, что ты сделал, – девушка указала пальцем на его порезанную руку, скрытую под рукавом, – это не выход. Понимаешь?

– Понимаю, – ответил Браун. А сам подумал: «Отрицать – никакого смысла».

– У тебя ещё всё впереди, – сказала Екатерина Николаевна. – Так что не надо отчаиваться. Жизнь преподнесёт тебе ещё много счастливых моментов. Просто… немного подожди.

«Блин, надоело! – с раздражением подумал Александр. – Мне ведь уже семьдесят лет. А она меня тут унынием пытается убить. Да и фразы у неё какие‑то уж слишком клишированные. Интересно, она сама хоть это понимает?.. Сейчас проверю».

Подняв голову, юноша произнёс:

– Ну, хорошее – оно‑то, понятное дело, ещё всё впереди. А что сейчас?

Услышав это, Екатерина Николаевна была удивлена.

– А сейчас, говорю же тебе, надо просто потерпеть, – повторила она.

– Хм… интересно, как?! – отозвался подросток. – В школе царит буллинг над детьми. А Вы предлагаете это просто потерпеть. Хер бы с ними, с моими проблемами с матерью. Чё в школе‑то творится?! Я что, разве единственный, над кем издеваются? Нет. А Вы предлагаете потерпеть? Сколько?! В школу дети должны приходить учиться, а не терпеть издевательства от одноклассников. Скажите мне, вот так вот познаются социальные отношения?! Если да, то это очень, очень херово!

«Так, всё. Надо тормозить. Что‑то меня понесло», – одумался Браун.

Учительница молчала, обдумывая то, что сказал мальчик.

– Извините, чуток перегнул, – опустил голову Арс.

– Да нет, – отозвалась она. – Ты в какой‑то мере прав. Но ты должен понять…

Юноша её перебил:

– Я знаю, что Вы педагог и не имеете возможности повлиять на ситуацию. И Вы хорошая девушка…

Екатерина Николаевна удивилась, что юноша назвал её так. Ведь он был в два раза её младше.

– …и была бы ваша воля, – продолжил Браун, – Вы бы не допустили такого поведения. Но, к сожалению, Ваши полномочия заканчиваются там, где начинается закон. Я всё прекрасно понимаю.

– Ого, удивительно! – улыбнулась она. – Для своих лет ты довольно‑таки рассудительный.

– Ага, спасибо за комплимент. И обещаю Вам, что впредь я не буду резать себе вены, – с улыбкой ответил мальчик.

– А ты не хочешь походить к психотерапевту? – спросила девушка. – Это всё происходит инкогнито. В классе никто не узнает.

– Это необязательно, – ответил он. – Я уже и сам научился ценить свою жизнь и начал двигаться дальше. Так что всё нормально. Психотерапевт мне не требуется. Да и, мне кажется, что из‑за этого могут появиться проблемы – и у моей мамы, и у Вас – как у классного руководителя.

– Ну ладно, как скажешь, – Екатерина Николаевна пожала плечами.

Они продолжили пить чай, параллельно с этим ведя разговор о школе и о литературе.

– Почему Вы решили стать педагогам русского и литературы? – спросил юноша.

– Мне с детства было это интересно. Вот я и решила обучать этому детей, – ответила Екатерина.

«Стандартный ответ, – подумал Браун. – Видимо, просто не хочет показывать плохой пример».

– Дети как‑то неохотно всё это читают. Как Вы думаете, с чем это связано? – спросил он.

– Не знаю, – вздохнула она. – Дети вообще сейчас неохотно учатся. Им это неинтересно. Все хотят зарабатывать. А учёбу они отодвигают на задний план.

– Екатерина Николаевна, какой‑то слишком уж простой ответ, – поднял брови Арс. – Прям как заученный текст. Расскажите о своих реальных мыслях. А то чувствуется, что Вы сейчас не до конца со мной честны.

В ответ девушка также подняла брови. И игриво переспросила:

– Чувствуется?

– Да, чувствуется, – подтвердил подросток.

– Ну хорошо, – начала она после некоторой паузы. – Мне кажется, проблема в том, что дети не могут себя ассоциировать с героями рассказов классиков. Нынешнему поколению непросто понять то время, в которое его пытаются погрузить. Арс, тебе вообще интересно?..

– Да‑да, конечно. Я внимательно слушаю, – серьёзным голосом ответил Арс.

– Так вот, – продолжила девушка. – Вы же сейчас всё равно не можете понять те времена, что были при царе, понять то, что это такое – быть крепостным, а что – быть дворянином. Не можете понять того, в какие вообще времена это происходило, и того, что сопутствовало написанию этих рассказов. И того, почему один поэт отзывался о государстве хорошо, а другой, живший в то же самое время, – плохо… И ещё многого‑многого другого.

– А в программу на один учебный год напихано столько, что мы просто не успеваем это изучить. Ведь верно? – спросил подросток.

– Да, безусловно, – подтвердила учительница. – Детей нужно увлекать. А мы вместо этого, не успев пройти биографию одного автора, уже переходим к другому.

Облокотившись на стол, Арс сказал:

TOC