Арс
– В Ваших словах есть доля правды. Но есть и ещё кое‑что. Скажем так – более психологичный способ объяснения этой проблемы.
– Ну‑ка удиви, – подмигнула девушка.
– Зачем раньше люди уходили в книги? – всё больше расходился Браун. – Для того, чтобы попасть в другой мир. Чтобы поставить себя на место ГГ.
– ГГ?.. – переспросила она.
– Главного героя, – уточнил он.
– Поняла. Продолжай, – кивнула Екатерина.
– …и пройти с ним все его приключения. Почувствовать себя в его шкуре. И только тогда из его истории сделать выводы, – завершил свою реплику Арс.
– Да. Ну так я же об этом и говорю, – согласилась учительница.
– Но сейчас в мире есть фильмы, сериалы и игры, которые делают то же самое, только в более лёгком для восприятия виде, – Браун перешёл к столь близкой ему теме. – И, соответственно, зачем нам тратить несколько дней на прочтение «Ромео и Джульетты», если мы за это время можем просмотреть целый десяток фильмов – и сделать столько же выводов?..
– Ой, знаешь, Арс, если так рассуждать, то можно вообще деграднуть! – с некоторым возмущением ответила девушка. – Книги не заменит ничто. В них всегда всё описано намного красноречивее и ярче.
– Я сейчас говорил не о форме изложения, – ответил подросток. – Я говорил о самом чувстве познания и восприятии какой‑либо информации. Людям намного проще попасть в эти миры через игры и фильмы, нежели чем через книги.
– Но ведь есть масса таких историй, которые нельзя реализовать ни через фильмы, ни через игры, – возразила Екатерина Николаевна. – Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Ни один фильм не смог даже приблизиться к невероятному по силе первоисточнику. Так что книги, Арс, – это бессмертное искусство.
– Но когда «Мастера и Маргариту» наконец смогут достойно экранизировать, люди будут смотреть именно фильм, а не читать книгу, не так ли? – улыбнулся Браун.
Несколько мгновений они оба молчали. После этого юноша произнёс:
– Екатерина Николаевна, у меня есть к Вам очень важный вопрос. Что такое искусство? И откуда оно берётся?
Девушка задумалась. После небольшой паузы она встала и, подойдя к холодильнику, открыла его.
– Значит, ты ешь сосиски с майонезом? – спросила она.
– Там ещё есть яйца, – ответил Арс.
– Вижу, что есть, – усмехнулась учительница.
– Екатерина Николаевна, но ведь содержимое моего холодильника не имеет отношения к моему вопросу, – улыбнулся юноша.
– Раз уж моя подруга отсутствует, то я временно возьму на себя ответственность тебя кормить, – серьёзным голосом ответила девушка.
«Она ушла от ответа. Какая молодец!» – про себя усмехнулся Александр.
Закрыв холодильник, Екатерина Николаевна направилась в прихожую. Мальчик пошёл за ней.
Уже стоя в дверях, она сказала:
– Я услышала твой вопрос. Я буду приходить к тебе через день – узнавать, как твои дела – и готовить. И когда я продумаю свой ответ, то обязательно им с тобой поделюсь. Но… даже не думай, что ты поставил меня в тупик. Я просто сформулирую свою мысль так, чтобы ты не смог ничего мне противопоставить.
– Хорошо. Я буду ждать, – спокойно ответил Арс.
– Ну вот и договорились, – сказала Екатерина Николаевна. – Если по каким‑то причинам ты не сможешь прийти в школу, обязательно сообщи мне в «Ватчапе».
– Ок.
– Ну всё. Тогда пока, – попрощалась девушка.
– До свидания, – ответил юноша и закрыл за ней дверь.
***
Проводив её, Браун пошёл на балкон подышать свежим воздухом. Шёл дождь, и улицы города совсем опустели.
«М‑м‑м‑да! Видимо, она даже никогда и не задавалась подобным вопросом», – подумал он.
Мальчик посмотрел на свой пах. Потом – снова на улицу, на которой из большой синей тучи нудно моросил дождь.
«Как вообще в тридцать пять лет можно так выглядеть? – пришла ему в голову мысль. – Она что, на Ямах Лазаря, что ли, бывает? Я уже и забыл, что подростки так резко заводятся в половом отношении…»
Юноша увидел, как учительница вышла из подъезда и побежала, прикрывая от дождя голову рукой.
«Как‑то она совсем не по сезону одета, – подумал он. – Осенью дождь – явление частое. Надо хотя бы в сумочке зонтик носить».
После этого подросток быстро пошёл в коридор.
«Хоть я и ребёнок, и спрос с меня меньше, нужно побеспокоиться об её здоровье» – с этой мыслью Арс надел куртку с капюшоном, взял зонт, вышел из дома и пошёл в том направлении, куда побежала учительница.
«Всё же она искренне за меня волнуется. И по ней видно, что зла она мне не желает. Пожалуй, ей нужно ответить тем же».
На ходу Арс осмотрелся.
«Только вот я понятия не имею, куда она пошла» – подумал он.
Преодолев три квартала, юноша, наконец, увидел сидевшую на остановке Екатерину Николаевну и подошёл к ней:
– Автобус ждёте?
Промокшая девушка подняла голову.
– Нет. Отсюда до моего района автобусы не ходят. Решила переждать, – ответила она.
«Так в чём проблема? Переждать можно было бы и у меня…»
– Я Вам решил зонтик принести. Возьмите, – сказал юноша, протягивая зонт.
– Серьёзно?.. Да нет, Арс. Спасибо. Не стоило, – отозвалась Екатерина.
– Держите, – настаивал подросток. – На мне куртка с капюшоном. И у меня нет длинных волос, которые нужно сушить полчаса.
Усмехнувшись, девушка взяла зонт.
– Спасибо, – поблагодарила она.
– Да ладно. Не за что. Хотите, я Вас провожу? – спросил Арс.
– Ты и так меня выручил. Так что не надо. Дальше я сама, – улыбнулась учительница.
«Ну конечно, а как же! – про себя усмехнулся Браун. – Пятнадцатилетний школьник, провожающий учительницу до дома! Если кто из знакомых увидит, то непременно поползут слухи».