Чёрная герцогиня
– Что ж, я узнал, что какие‑то помещения вы посмотрели самостоятельно, – граф снова радушно улыбнулся. – Думаю, придётся удовлетворить ваше любопытство и всё рассказать о нашем родовом замке. Итак, над парадным входом, между первой и второй башнями находятся наши жилые комнаты, в которых мы обитаем круглый год, – граф активно жестикулировал длинными худыми руками, как учитель в классе.
– На первом этаже, слева от входа, мой рабочий кабинет. Здесь я встречаю туристов и группы школьников, которые приезжают на экскурсии. В общем, решаю рабочие вопросы. Справа от входа в замок находится гостиная эпохи XIX века, которой мы очень гордимся. Мы с вами обязательно туда сходим, – граф старался побыстрее проговорить давно заученный текст домашней экскурсии, –
Чтобы попасть в остальные части замкового комплекса, нужно пройти через внутренний двор. Если вы повернёте сразу налево после парадного входа, то войдёте в первую башню и комнаты, которые располагаются между первой и третьей башней. В этой части замка, как вы уже поняли, находится вход в наши спальни, через второй этаж. Также на первом этаже располагается наша современная кухня, справа от входа, а сразу за ней вы можете пройти в средневековую кухню с огромным котлом и деревянным столом. Интерьер этой кухни поддерживается для экспозиции. Сегодня мы обязательно её посетим.
– А что на третьем этаже? – полюбопытствовал я.
– На третьем этаже раньше были комнаты слуг. Они сейчас закрыты, так как находятся в аварийном состоянии.
По тому же проекту построены спальни и прочие помещения между второй и четвёртой башней. Последнее крупное строительство в замке было завершено в XIX веке.
Вход в правое крыло осуществляется через вторую башню. Так, если вы войдёте и повернёте направо, то сразу же попадёте в гостиную в стиле XIX века, о которой я рассказывал вам раньше. Если пойдёте налево: увидите большую гостиную, современную, но в аутентичном стиле – где вы уже успели поужинать; затем увидите большую столовую – где Агнес обычно подаёт вам завтрак. Далее у нас располагается маленькая кухня, там графиня готовит все угощения для гостей. На этом всё, потому что дальше вы упрётесь в стену. На втором этаже, соответственно, спальни для гостей, на третьем старинные комнаты для слуг, которые тоже закрыты.
– Жаль, что в замке столько закрытых помещений… – разочарованно сказала Нора, а граф сделал вид, что не слышал её.
– …Часть замка между третьей и четвёртой башней – самая древняя. Здесь, как вы видите, на первом этаже открытая веранда с полом, покрытым плиткой со средневековым узором. Мы из неё сделали хозяйственное помещение, в котором храним садовую утварь. Наверху находится домовая часовня, которую мы с вами сегодня посетим. Остальные помещения в замке очень ветхие и находятся в аварийном состоянии. Поэтому они закрыты.
– А что это за деревья, там, наверху? – Нора подняла глаза наверх, а потом и мы следом за ней посмотрели на крышу замка.
– Да, наверху чудесным образом выросли деревья, это бывает со старинными замками, особенно на заброшенных крышах, – глаза графао сверкнули. Кажется, этот человек не умеет врать. Но, почему он так волновался? кКак – будто в этих закрытых помещениях хранилось что‑то страшное. Вчера мы исследовали запертые от посторонних глаз комнаты и ничего страшного, мрачного или волнующего там не увидели.
Хотя что касается деревьев на крышах заброшенных зданий – такое случается. Я наблюдал такую картину в абсолютно нежилых строениях. Однако те деревья, которые мы рассматривали, росли слишком стройно. Как будто их посадили специально, чтобы разбить сад.
– Надеюсь, теперь вы будете свободнее ориентироваться в пространстве замка. Что ж, пришло время осмотреть все достопримечательности нашего семейного гнезда. Начнём с той башни, где вы были вчера… Пройдёмте. По правде говоря, первая и четвёртая башни замурованы, поскольку находиться в них довольно опасно, – тут уже было очевидно, что граф сам не верит в то, что говорит. Эти настойчивые запугивания, фразы про аварийность и опасность для жизни он повторил уже несколько раз. Так врут дети, стараясь акцентировать ваше внимание на том факте, который является ложью, но в который вы должны непременно поверить.
Мы пошли за Жаном в старинную замковую кухню, открытую для экспозиции. В камине висел огромный котёл, посреди кухни стоял большой стол для приготовления пищи, висело много старинной железной посуды. При свете дня мы с норой разглядели всё убранство более подробно.
– Теперь пройдёмте в кабинет нашего известного предка, графа де М*. Здесь располагается библиотека, доставшаяся нам от доблестных предшественников. Все книги подлинные. Написаны на средневековой латыни или на среднефранцузском языке. Можете полистать в свободное время. Обратите внимание на его портрет, тоже подлинник, XVIII век.
Оружие и чучела животных – настоящие. Это охотничьи трофеи. Граф де Л*, супруг первой хозяйки замка, любил ездить на охоту и начал эту традицию: коллекционировать головы убитых на охоте животных.
– А что на втором этаже? Мы пойдём туда? – спросила жена.
– Второй этаж закрыт для экспозиции, но мы не возражаем, чтобы вы осмотрели его сами. Это была комната священника, он проживал там в XV веке. Мы не знаем, кто он, но предполагаем, что это друг семьи или какой‑то наш предок, ушедший в монастырь и не оставивший о себе никакой информации.
– Это безумно интересно. Вы не хотели побольше узнать о своём роде? – Нора не понимала, почему граф так холодно отзывается об истории собственной семьи.
– Нора, – тут граф обречённо вздохнул и потёр лоб кончиками пальцев, – мы с детства проживаем в этом доме, и, поверьте, ничего загадочного тут нет. Мы, скорее, охранники музея, стоящего в лесу, не более. Мы давно бы уже продали этот замок, но это не представляется возможным, так как наследников огромное количество и мы все получим жалкие копейки после продажи. В то же время, чтобы жить в нём, нужно иметь большие средства для поддержания всей этой древности, – Дюпре снова ловко отвёл взгляд. – Ну что ж, пойдёмте дальше. Через второй этаж можно попасть в настоящую средневековую часовню. Здесь молились хозяева в моменты осады замка, также проводили все церковные семейные таинства. Крестили детей, иногда венчались, приходили на ежедневную молитву.
Дюпре повёл нас через кухню к лестнице, которая вела в наши комнаты. На стенах в коридоре висели фотографии семейства. Судя по изображениям, родственников у Дюпре было действительно огромное количество.
Путь продолжился мимо нашей комнаты в конец коридора. Граф отворил тяжёлую деревянную дверь, и мы оказались в самой старой части замка, построенной ещё в XV веке, как и замурованные башни.
Это была просторная комната вроде закрытой веранды. Стены внутри отделали белым камнем. Окна, украшенные фресками XV века, смотрели на внутренний двор. У меня сразу создалось ощущение, будто я зашёл в католическую церковь. По сути, конечно, так оно и было. возникло XV
В центре веранды красовалась резная деревянная перегородка, за которой находилась часовня. Древнейшее помещение. Там наверху были вырезаны узкие готические окна, украшенные старинными фресками с изображениями святых. Посреди стоял алтарь с дарохранительницами и высокими свечами. И большой портрет Христа, в основании которого было нарисовано красное сердце. Очень колоритно.