Чёрное золото
Про таких говорят на берегу «старый морской волк». Старым он себя не считает, как и волком тоже. Есть капитаны и постарше его. Ещё недавно он выводил в море большие океанские лайнеры, катал туристов. Его слегка помятая фуражка и позеленевший от морской соли краб видели все моря и океаны земного шара. Но случилась беда и распался Советский Союз. Одесское пароходство приказало долго жить, распродав свои пароходы, лайнеры и корабли. Кто‑то обогатился, а большинство экипажей и капитанов оказались выброшенными на улицу. Капитан Харитонов тоже, как и большинство его коллег, вдруг оказался, как говорят на флоте, за бортом. Только вот помочь ему и бросить спасательный круг оказалось некому. Многомесячные его мыканья по различным портам бывшего СССР оказались напрасными. Тысячи выброшенных за борт «капитанов дальнего плавания» обивали пороги кадровых агентств и бывших пароходств, обзванивали знакомых в Министерстве морского флота и даже в Министерстве рыбного хозяйства. Они искали себе работу и готовы были наниматься на любые суда, лишь бы не потерять квалификацию и зарабатывать деньги. Появились сотни агентств, нанимавших опытных капитанов, штурманов и механиков на полуразвалившиеся суда под заграничными флагами. Там им толком никто и ничего не платил, а при случае старались обмануть. Многие такие суда арестовывали в различных портах по всему миру, откуда выбраться даже было весьма проблематично. Все знания, навыки, предыдущий опыт Михаила Марковича оказались одномоментно никому не нужными. Среди ищущих работу капитанов дальнего плавания ходили слухи о различных случаях, когда такие же как они нанимались на суда потом попадали в различные сложные ситуации.
– Ты знаешь, Михаил Маркович, а Виталий Геннадьевич, ну помнишь, Самойлов? Мурманскую мореходку закончил и работал в Ленинградском пароходстве! – рассказывал с придыханием низенький и лысоватый капитан Веновский из Мурманского атомфлота.
– Помню! – соглашался на всякий случай капитан Харитонов, стремившийся не пропустить свою очередь за очередную заветную дверь.
– Так он сидит теперь в испанской тюрьме в Картахене. Задержали его сухогруз, да так сухогрузик, старенький, под флагом Белиза за провоз оружия и наркотиков. Пятнадцать лет дали аж, без права помилования. А капитан Воробьёв из дальневосточного пароходства сидит на арестованном танкере, как заложник, представляешь, в Камеруне. Владелец отказался выплачивать за топливо и продовольствие портовым властям. Теперь ждёт, когда государство о нем вспомнит и поможет хотя бы вернуться домой.
– Воробьёв Василий Павлович? – уточнил Харитонов.
– Нет, по‑моему, Александр Станиславович. Он ДВИМУ закончил. А ты его знаешь?
– Тогда не тот. Этот мой знакомый тоже Воробьёв, но закончил калининградскую мореходку в 1976 году. Мы с ним лайнеры параллельно выводили в Одессе, – виновато улыбнулся Михаил Маркович. – Все равно жалко человека. За что страдает? За то, что кто‑то угробил наше государство.
– Следующий капитан Веновский. Прошу пройти на собеседование! – прокричала секретарша, выйдя в коридор.
Капитан Веновский, виновато пригладив клок волос, закрывавший лысину, лезший с головы на лицо, оправив форменную тужурку, пошел вслед за секретаршей.
Кому‑то везло, но большинству капитанов не везло. Хорошие вакансии слишком быстро заканчивались и расходились, как правило, по блату, кому‑то не очень – можно было и в тюрьму где‑нибудь в Африке угодить, а хвататься за плохие вакансии капитану не хотелось. Квалифицированных капитанов без работы оказалось слишком много в России и на пространствах СНГ, а хорошей работы слишком мало.
– На городской рынок пойду торговать шампунями к Хасану из Карабаха или к Михайлову Владу рыбой, раз работы нет, а жить‑то нам надо, – говорил жене Михаил Маркович в запале. – Ну что ты в глаза мне смотришь? И так тошно!
Он и так подрабатывал по ночам, как мог, на «Жигулях», вывезенных в Калининград из Одессы, куда после распада СССР перебралась его семья. Там все же была квартира, доставшаяся жене от ее родителей после их смерти. Семья – это жена Наталья и тринадцатилетний сын Алёшка. Таксёрить по ночам тоже была не очень безопасная работа. Многих таксистов, подрабатывавших таким образом, убивали бандиты, а их машины продавали. И довольно часто находили их тела, а вот машины практически никогда не находили. Но деньги‑то на жизнь были нужны.
Времена были такие аховые или можно назвать их смутными, непонятными, лихими. Можно было за один день заработать кучу денег и так же быстро их спустить, задолжав еще больше. Правил в стране не закон, а бандиты. Бандиты в форме, бандиты в спортивных костюмах, бандиты в модных заграничных пиджаках, бандиты – чиновники во властных кабинетах. Да мало ли их было? Каждый стремился как можно больше и быстрее обогатиться. Хотели все, получалось не у всех. После распада Союза в Калининград хлынули немецкие подержанные автомобили.
– Приходи, капитан, к нам машины из Мюнхена гонять. Доходное дело. Правда, иногда в Польше убивают. Ну так риск стоит денег, – предлагал Харитонову сосед по площадке остроносый и с длинным пуком волос Вадик Щелкалов, занимавшийся машинным бизнесом.
– Не, лучше ко мне иди, капитан. В ресторан швейцарцем. Наденешь парадную форму с позументами. Все уже есть. Ордена и медали, если есть. Ну чем не хороший швейцар? Такая форма пропадает зря, – предлагал на полном серьёзе Харитонову армянин Вазген Делибанян, беженец из Азербайджана, живший в соседнем подъезде, владелец крупного ресторана в центре города.
– Есть вакансия на датском траулере салаку ловить на Даггербанке. Экипаж так негры и малайцы, китайцы, но по‑английски вроде понимают, – шёпотом, под большим секретом, рассказывал Харитонову один чин из управления рыбного флота, дышавшего на ладан, но активно распродавшего оставшиеся суда.
Пойти на рыболовный траулер после океанского лайнера «Александр Твардовский» было для Харитонова также, как для военного командира после командования ракетным крейсером все равно, что командовать самым запущенным портовым мусороуборщиком. Своё личное достоинство капитан Харитонов все же старался блюсти. Но все меньше и меньше у него оставалось аргументов для оправдания соблюдения своего достоинства капитана дальнего плавания.
«Пойду или к Вадику, или к Вазгену или рыбу салаку ловить на Даггербанку, если в течении недели не найду работу» – рассуждал он.
Но в течении недели на его улицу все же пришёл праздник, когда он в своей душе осваивал роль продавца рыбой на местном городском рынке. Вечером ему внезапно позвонил старый приятель из Министерства морского флота и под большим секретом сказал, что один «новый русский» набирает команды для танкеров, которые должны возить нефть из Кувейта и Объединённых арабских эмиратов в Японию. Надо уже завтра утром быть в Москве на приёме. Олигарх лично отбирает капитанов после беседы с ними.
Харитонов, как смог, занял у Вазгена деньги на самолёт и первым рейсом вылетел в Москву. Жена, прощаясь с ним, всплакнула и у дверей украдкой перекрестила на дорогу.
Беседа с олигархом оказалось совсем нетрудной и, учитывая большой опыт и прекрасные характеристики, капитан Харитонов был принят на работу капитаном танкера «Надежда».
Плавать под флагом своей страны было пределом мечты для каждого капитана, зная, что защищён в море всей мощью своей страны. Однако, насчёт мощи капитан Харитонов все же сомневался. Он сам видел затопленные боевые корабли в Балтийске, слышал об аукционах по продаже советского флота. Знал, что на ура расходятся бывшие боевые десантные корабли, способные перевозить грузы, ракетные корабли, подводные лодки, вспомогательные и аварийно‑спасательные суда.