Чёрное золото
– Товарищ контр‑адмирал! Командир СКР «Уверенный» капитан 2‑го ранга Левашевский. Прибыл по вашему приказанию!
Доскаль немного подобрел и спросил:
– Все готово?
Левашевский пожал плечами.
– Заявки подготовлены, но что можно сделать, если машины не в строю?
– Что у вас не в строю? – вскипел Доскаль.
– Левая турбина М‑90 неисправна. Холодомашина не работает. Я вам докладывал ещё год назад. Нам в ремонт надо вставать и ремонтировать все в заводских условиях. Без холодомашины идти в тропики – это загубить всю электронику. РЛС воздушного наблюдения «Корвет» тоже надо ремонтировать. Гидроакустика барахлит и тоже требует ремонта, – Левашевский разгорячился и стал повышать голос, – мы же вам каждый месяц подаём наши проблемы в письменном виде. А вы отвечаете, что нет средств на ремонт. А сейчас пожар и что?
– Теперь средства будут вам. Вам повезло, что СКР «Яростный», вышедший из завода на полтора года раньше вашего, тоже без всяких заводских ремонтов, и у них почти все в строю и более в хорошем состоянии, чем вы и почти готов к выполнению поставленных Москвой задач. Корабль надо уметь содержать, товарищ капитан 2‑го ранга! Но вам очень надо постараться, чтобы за эти три месяца ввести ваш СКР в строй. Не сможете, снимем и выкинем со службы без всякой пенсии!
Матвеев увидел, как у однокашника мелькнула слеза. Он незаметно пожал руку Левашевскому и шепнул на ухо:
– Толик, будет время, заходи ко мне, до выхода.
Доскаль посмотрел на часы и громко сказал:
– Пойдёмте, товарищи, а то опоздаем! Пропуска для вас уже заказаны. Время приближается к докладу о состоянии кораблей командующему флотом.
Они направились в бюро пропусков. Там старший мичман долго смотрел все списки, что‑то шептал, потом нашел нужный документ и в конце концов сказал:
– Для командиров кораблей пропуска заказаны, а для остальных нет. Смогут пройти только командиры!
Мещеряков пожал плечами и взял назад своё удостоверение личности. То же самое сделал старпом «Уверенного». Они проводили командиров до вертушки и передали им опечатанные чемоданы.
На вертушке была заминка. Какие‑то люди в гражданском, среди которых был даже один негр в цветной рубашке в цветах американского флага, преградили всем дорогу. Вели себя вызывающе и никого не пускали, отходить не хотели.
Офицеры остановились. Доскаль подошёл узнать, что случилось.
Дежурный по КПП доложил, что это уважаемые люди, которых ждут в штабе флота, но за ними не пришел сопровождающий и он не может пустить их просто так гулять по штабу.
Матвеев покосился на него, но ничего не сказал. Никто из пришедших иностранцев не говорил по‑русски. И пришлось Матвееву по приказу Доскаля протиснуться и переводить все с английского на русский и обратно. Кроме него на должном уровне объясниться с американцами никто не мог, пока не прибежал какой‑то шустрый подполковник в морской форме и, затараторив по‑английски, быстро куда‑то их повёл.
Предъявив свой пропуск и удостоверение личности, Матвеев спросил у адмирала:
– Товарищ контр‑адмирал, пожалуйста, объясните, почему какие‑то американцы проходят на территорию штаба флота без всяких пропусков, а наших старпомов капитанов 3‑го ранга не пускают на территорию. Как это понять?
– Не прикидывайтесь дурачком, Матвеев! Вы прекрасно понимаете, что без этой благотворительной организации мы не смогли избавиться от всего корабельного хлама. Они нам поставляют резаки, людей, находят покупателей на наше железо. А от ваших старпомов какая польза флоту? Никакой. Они даже свои корабли не могут содержать в порядке.
– К моему у меня претензий нет.
Доскаль искренне не понимал, зачем Матвеев задаёт ему такие дурацкие вопросы. И, не понимая этого, он раздражался. Его тоже поднял этой ночью командующий флотом и потребовал доложить решение по посылке в течении этой недели к Малаккскому проливу боевого корабля эскадры для выполнения боевых задач.
Последние три года корабли эскадры вообще в море не ходили. Механизмы и техника не ремонтировались, зарплаты не платились, офицеры разбегались. У него на столе лежала папка с рапортами на увольнение в запас, и в этой папке было не менее ста пятидесяти человек, включая и уважаемых командиров кораблей, которым тоже надоело это ничего неделание и развал.
Но что‑то вдруг изменилось. Всю ночь начальник штаба и флагманские специалисты эскадры, вызванные по тревоге, согласовывали с флотом вопросы решения поставленной задачи. Такого аврала Доскаль не помнил даже в советские годы. Получалось, что кроме этого задаваки «профессора» Матвеева идти в море через неделю просто некому.
Он давно хотел выгнать Матвеева со службы. Слишком независимым он был, отрицательно отзывался о сокращении флота, о чем на не частых совещаниях он высказывался ему прямо в лицо. С него начали брать пример и другие командиры кораблей. И вот вдруг этот Матвеев оказался на коне. У него почти все оказалось исправным, и он может быть готовым к выходу в море в назначенные сроки.
Они подошли к кабинету командующего флотом, располагавшемся на втором этаже. Со стен коридора, как бы с укором, на них смотрели из массивных портретов боевые советские и русские адмиралы. Бюсты Нахимова, Макарова, Кузнецова и Ушакова стояли рядом с кабинетом командующего.
Доскаль остановился, осмотрел презрительно свою гвардию, посмотрелся в зеркало, потом на часы, висевшие в коридоре, причесался, и, тихо скомандовав «за мной», взялся за медную ручку двери кабинета командующего.
Глава 7. Экстренное приготовление
(Владивосток, борт СКР «Яростный»)
– Командирам боевых частей и начальникам служб прибыть в кают‑компанию офицеров! – раздалась команда по громкоговорящей связи.
Почти все командиры боевых частей СКР «Яростного» уже были вызваны из трудовых бригад на корабль. Не прибыли пока только помощник командира корабля Михайлов и начальник химической службы Малевский.
Старпом, проверив прибывших командиров БЧ и начальников службы по списку, довольно потёр руки и когда вошёл командир скомандовал:
– Товарищи офицеры!
– Товарищи офицеры! – махнул рукой командир.
Командир начал раскладывать на столе документы и тетради тихо спросил:
– Старпом, все?