Список желаний. Дневник Ани Алёхиной
Девушка воодушевилась мыслью, что коллеги помнят о ее последнем рабочем дне, даже чай заварят. А послали за водой именно ее, не иначе как для того, чтобы подготовить сюрприз. Оказавшись снова на улице, Аня перешла через дорогу и зашла в супермаркет. Отыскала там пятилитровую бутылку с водой, дотащила до кассы. Перед самой покупкой прихватила с собой коробочку с тортиком. Все‑таки событие. Четыре года проработали вместе в книжном.
Вернувшись, Аня с улыбкой на лице заглянула в служебное помещение. Ту самую комнату, где проходили все обеды и перекусы, где отмечали праздники. Здесь имелся столик среднего размера с уже потертой столешницей и следами от кружек на ней, стулья, маленький холодильник, микроволновка. Алла и Маша сидели на своих местах. Такие же продавцы книг, как и Аня. Где‑то в зале бродили замдиректора Яна Дмитриевна и уборщица Надя. Если не считать приходивших раз в неделю бухгалтера и два раза в месяц директора, то все в сборе.
Аня, отставив бутылку с водой к холодильнику, стеснительно присела на свой стул и внимательно уставилась на коллег.
– Чего сидим? Работа не ждет, – усмехнулась Маша, встретившись взглядом с Аней.
– А чай?
– Потом попьешь. Сейчас наша очередь, – влезла вездесущая Алла.
Ладони Ани тотчас вспотели от стыда. Как она могла такое подумать? Никто не устраивал для нее сюрпризы, да и сейчас начинать было слишком поздно. Девушка резко подскочила со стула и вылетела из комнаты. Стянув с себя пальто по пути к рабочему месту, она повесила верхнюю одежду на вешалку.
Уже через минуту Аня стояла у прилавка с кассой, готовая к работе. Но в магазин все еще никто не зашел. Ей ничего не оставалось кроме того, как грустно наблюдать вокруг себя за мелочами. Вон черная кошка в окне взобралась на дерево, согнала оттуда ворон и стала следить за водителем, тащившим контейнер с колбасой в магазин через дорогу. Ее глаза охотились за этим мужчиной, вернее, за грузом, который он нес. Видимо, колбасный запах аппетитно доносился до ее животного обоняния и приятно терзал желудок. Еще немного и потекут слюнки. Кошка то взволнованно крутила хвостом, то напряженно поднимала его. Ее хвост резко опустился, когда мужчина скрылся в колбасной лавке. За ним плотно закрылась дверь.
– Девушка! Вы работать будете или нет?! – послышался громкий мужской голос.
Аня встрепенулась. Большими круглыми глазами уставилась на покупателя.
– Я у вас уже в третий раз спрашиваю!
«Так, Аня, соберись. Ты на работе», – мысленно проговорила себе девушка. Она спокойно посмотрела на раздраженного покупателя и мило улыбнулась:
– Извините, пожалуйста. Что там у вас? Кинг?[1] Отличный выбор!
Мужчина еще раз выругался и попытался хлопнуть дверью. Шалость не удалась, дверь сначала зависла, а потом тихонько с помощью доводчика закрылась. Последним звуком визита бывшего покупателя стал колокольчик. Аня молча вздохнула, пообещав себе в очередной раз, что больше не будет отвлекаться от работы.
Через час девушку на кассе подменила Маша, в то время как Аня отправилась разбирать новую литературу. Буквально вчера был завоз. Теперь среди полок лежали коробки с книгами, которые нужно было расставить по жанрам. Аня любила эту часть работы. Здесь она была одна и не растрачивала свою энергию на других. Ей сложно сосредотачиваться на людях. Они громкие, недовольные и вечно спешащие. А книги молчат. Много рассказывают, но тихо. Рассказывают, только если Аня сама этого захочет. У каждой книги своя история. И Аня вправе выбирать подходящую для себя. Книги не тычут пальцами небрежно, не заставляют читать быстрее. Или заставляют, но ненамеренно. Книги не обвиняют в рассеянности и не напоминают о времени. А вот с людьми, напротив, такое часто случается.
– Карандаш? – первое, что Аня услышала, ответив на звонок.
– Блин, фломастер! – усмехнулась Аня. – Привет.
– Не обижайся. Слышу, настроение у тебя на нуле. Что ж, спешу порадовать – я договорилась. Квартира в твоем полном распоряжении. Ключи у меня. Все готово. Ты как? Не передумала?
– Все в силе! Сегодня ночью выезжаю, завтра в три дня на вокзале.
– Буду ждать, – голос в телефоне стал теплее.
– Хорошо, – Аня тоже смягчилась. – И спасибо тебе за то, что помогаешь.
В ответ от сестры Аня услышала ее любимое «Мазаль тов», что означало «удачи». На этом разговор и закончился.
Родная сестра Ани – Ксюша, в апреле ей стукнет тридцадтник, жила в Туле вместе с мужем и двухлетним сыном в своей квартире. Удачно устроилась за пятьсот километров от родного города, обзавелась собственным ателье и теперь отлично выполняла роль хорошей жены и матери. Всё, как автор детской сказки прописал.
И Аня. Жила по‑прежнему в Пензе, с мамой. Окончила местный институт два года назад по специальности управление персоналом. Работала в книжном магазине продавцом‑кассиром уже четыре года. Без развития. Без продвижения. Без перспектив на будущее. Из достигнутых целей за Аней числились статусы: «ни разу не проспавший работник», «заслуженный засланец в магазин за хлебом» и «Алёхина Аня – юбка‑карандаш» или просто «Аня‑Карандаш». Последнее прилипло к ней намертво. А все потому, что Аня любила носить юбки по крою «карандаш». Прозвище появилось еще в институте, а затем просочилось и на работу. Коллегам на радость.
– Уезжаешь? – поинтересовалась уборщица Надя, случайно услышавшая разговор.
– Да, на Новый год к сестре, – кивнула Аня.
– Смотри, будь повнимательней и там, и в поездке. Ты на поезде ведь?
– Ага.
– Аккуратней. А мама не против? Тебе бы попутчика в дорогу с твоей‑то головой…
– Теть Надь, спасибо за беспокойство. Я справлюсь, – сдержанно ответила Аня.
Надя, пожалуй, была единственной женщиной в книжном, которая искренне переживала о судьбе Ани. Шестидесятилетняя Надежда трудилась на пенсии уборщицей, откладывала деньги на обучение своего единственного внука. Она часто рассказывала о нем, какой он смышленый и какой у него подвешенный язык. Говорила: «Его бы в артисты». Однако Петя замахнулся на МГУ, куда собирался поступить на айтишника. Родители об этом не задумывались, поэтому бабушка и складывала копейки, отдраивая грязные снежно‑песочные следы покупателей.
«… с твоей‑то головой…»
[1] Стивен Эдвин Кинг – американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму, детектив, получил прозвище «Король ужасов».