Дорога к островам. Другая история
Эти моряки так красноречиво описывали город и быт в нём, что всем изумлённым слушателям захотелось его посетить. Ну ещё бы… После пары стаканов креплёного портвейна, кому бы не захотелось.
Сантьягу пересказывал мне эти истории с не поддельным блеском в глазах. После чего не двусмысленно намекнул на своё желание всерьёз записаться в ряды добровольцев для дальнего плавания к новым границам. В силу его открытого характера и регулярных попоек в барах, связей у него в достатке.
– Может и ты со мной Жеронимо? – спрашивал он у меня в шутку.
Но то, что изначально кажется шуткой, в итоге, зачастую становится правдой. И вот спустя всего несколько дней, Сантьягу записал нас в матросы, на судно к одному знатному купцу из Браги1. Точно не было известно куда именно и каким маршрутом мы поплывём. Мой друг этого не выяснил. Зато уже была дана команда готовиться к отплытию завтра. И в матросы набирали почти что всех желающих. Конечно, морской и военный опыт приветствовался, но не являлся обязательным условием. Такие бездари, как мы с Сантьягу тоже пришлись ко двору.
[1]
Я полагал, что оставшиеся два дня проведу рядом с матерью и бабушкой. Ведь неизвестно, когда я вернусь, чтоб увидеть их снова. Однако пришлось готовить судна к экспедиции. Поэтому все два дня мы собирали разные товары по всему Лиссабону, и неустанно грузили их на корабли. С рынков мы привозили питьевую воду, продукты питания и прочую провизию. В основном это были крупы и сухари. С оружейных складов амуницию. С портовых доков запасные паруса и всё необходимое для скорой починки судна на случай поломки.
Все два дня мы трудились не покладая рук. Жутко вымотались, а экспедиция ещё даже не началась. Почему‑то отплывать мы должны были ночью, и не из Лиссабонского порта. Также нам строго на строго запретили трепаться об экспедиции. Если бы мы ещё что‑то знали сами. Маршрут и дальность следования неизвестны. Миссию нам обозначили, как торговую. А судя по количеству оружия, что мы грузили в трюмы, в это сложно было поверить.
Погрузив вечером оставшийся груз, нам позволили попрощаться с родными и собрать в дорогу личные вещи. Брать с собой, мне по существу нечего, кроме бабушкиных наставлений. «Окажешься в Риме, веди себя, как римлянин» всегда говорила она. Бабушка единственная меня поддержала в моём выборе отплыть к новым землям, в противовес матери, которая до последнего не принимала моего решения, хоть и понимала, что повлиять на него не в силах. Я как отец говорила она, такой же упрямый и наивный. Верю, что счастье и богатства ждут меня на другом конце света.
Я за свои двадцать с небольшим лет, своего отца никогда не видел. Знаю лишь, что он участвовал в поисках морского маршрута в Индию, под руководством Бартоломеу Диаша1. И погиб уже после окончания реконкисты2, не за долго до моего рождения. Кроме матери и бабушки у меня никого нет. Поэтому прощание прошло скоротечно. Обнявшись и вместе помолившись, я простился со своими родными, в надежде, что ещё увижусь с ними.
Уже стемнело. Нам пришлось бегом бежать до пристани Кайш‑даш‑Колунаш3. Там нас ждала рыбацкая, каравеллаподобная лодка с извозчиком и несколькими людьми на борту. Извозчик отчитал нас за опоздание и сказал, что все корабли отплыли на север, в Синтру4, и будут ждать нас там.
[2][3][4][5]
Гребцами были четверо крепких темнокожих мужчин, привезенных из Африки. Чтобы они не расслаблялись извозчик направлял на них заряженный арбалет и постоянно кричал приказным тоном, чтоб гребли быстрее. Нам с Сантьягу он выдал по одному клинку и кожаному нагруднику.
Довольно скоро мы добрались до стоящих неподалёку от порта города Синтры кораблей. И поднялись на борт флагманской Нау1. Только извозчик с двумя рабами и своим подручным остались в лодке. Остальные, как и мы должны были принять участие в торговой экспедиции.
На борту нас уже ждала команда и капитан. Капитан к моменту нашего прибытия уже произносил пламенную речь, по типу того, какая великая честь нам уготована участвовать в столь важной экспедиции. Вместе с ним, мы словно у бога за пазухой, утверждал капитан. Посмотрев на нас – вновь прибывших, он слегка замешкался и взял паузу.
На борт мы взошли вшестером: я, Сантьягу, два темнокожих раба и два брата близнеца, что скромно держались обособленно и разговаривали только между собой. Их имён мы не знали. Один из офицеров стоящий рядом с капитаном воспользовался тишиной и произнёс по всей видимости остроумную шутку. Вся команда рассмеялась. К сожалению, я не расслышал, что именно он сказал, но по задорному гоготу команды, догадываюсь, что шутка адресована нам. Кажется, суть была в том, что мы прибыли позже всех, и капитану из‑за нас придётся заново всё разъяснять.
[6]
В темноте было сложно подсчитать количество людей на судне. Ориентировочно команда состояла из пятидесяти‑семидесяти человек. Громким, повелительным голосом капитан призвал всех к тишине и продолжил свою речь. Ну или начал заново.
– Итак, информация для вновь прибывших – он бросил и задержал взгляд на нас, шестерых стоящих у кормы судна.
– Наша цель Азорские острова, там мы произведём донабор команды, дозаполним трюмы припасами и провизией, после чего двинемся дальше на юг. Каждому из вас… –
– Куда на юг? – выкрикнул Сантьягу.
– Всему своё время, юноша! – грозно, по‑отцовски ответил капитан.
– Итак, повторяю… Каждому из вас будет положено жалование по одному крузадо за каждую неделю экспедиции. В случае гибели, деньги будут выплачены вашим родственникам. Вас двоих это не касается, можете не обольщаться – капитан взглядом указывает на чернокожих рабов. Команда снова одобрительно смеётся.
– Каждому матросу в день полагается паёк. Основой вашего рациона станут сухари. Их у нас в достатке. Далее вам полагается: Кружка вина, порция солонины равная личной симпатии нашего кока к вам, фляга питьевой воды – капитан потряс своей флягой.
[1] Брага – город на севере Португалии.
[2] Бартоломеу Диаш – португальский мореплаватель, первым из европейцев обогнул Африку с юга.
[3] Реконкиста – отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове у мавров.
[4] Кайш‑даш‑Колунаш – пристань в Лиссабоне.
[5] Синтра – город близ Лиссабона.
[6] Нау (Каракка) – большое парусное судно 15–16 веков.