Фустанелла
– Козу доить умеешь? – спросил игумен, – Смотри мне, не вздумай поймать меня на слове и принести огромный пифос. А то знаю я вас, рыбаков, пастухов, на все руки мастеров! У вас меры нет. Кувшинчик небольшой и только, понятно тебе? В конце работы, как солнце зайдет за горизонт, надоишь. А хлеб в пекарне тебе выдадут. Ясно?
– Ясно как Божий день, отче. – с благодарностью целовал руку священнику Адонис.
– Если согласен, то завтра и приступай. Приходи не в самое пекло. А служка корзины будет считать. Не меньше сорока корзин чтобы! Лодыри тут не задерживаются. Завтракай дома. Фиеста возможна, но максимально на час, как солнце будет в зените. Вино с винокурни не воруй. Иначе – сразу долой со двора. Как сорок корзин сдашь, так и ступай домой. Устраивает!? – строго спросил отец‑настоятель.
– А можно во время фиесты книги почитать, у вас их много. Платона почитать. Дадите книги, батюшка? – задал свой сокровенный вопрос Адонис и зардел, словно изрек нечто непристойное.
– Какие книги? Платона? Отчего не Библию или молитвослов?– по всему было видно, что вопрос ошарашил настоятеля.
Отец Георгиос строго взглянул на парня. Не подвох ли тут, ведь столько развелось наушников и сексотов при диктатуре Метаксаса. Они все ищут коммунистов‑заговорщиков, а одновременно дистанцируются от расовой теории рейха, не забывая заискивать перед Муссолини и фюрером, копируя порядки фашистов. Совсем запутались, а это шараханье до добра не доведет!
«Не там врагов ищут, запрещая книги. Вот и Платоново «Государство» среди запрещенных… – вдруг вспомнил отец‑настоятель и еще раз присмотрелся к наемнику. – Да нет. Этот не похож на доносчика. Какой из этого оборванца доносчик!» Жалкий вид Адониса даже позабавил игумена, рассмешил его. Нашел кого подозревать в доносительстве! Парень пришел к нему за помощью ради книг. Надо же. Тянется к свету, к ученью. А ведь семья его пухнет с голоду. Хотя вряд ли!? У этого руки растут из правильного места, мозолистые. У таких шустрецов дело спорится.
– Диалоги Платона нудные, трактовка справедливого государства утопичная, – отец Георгиос сообщил Адонису свое мнение об учении Платона тихим голосом словно декларировал страшную тайну и общался при этом с человеком сведущим подобно ему самому, – Но вот что мне не понятно: зачем же сразу запрещать заблуждавшегося языческого философа, который был уверен, что идеальное правление способен осуществлять лишь монарх! Положим, это чушь! Но ведь он имел право выразить свою мысль… Хоть и глупую.
– Я хочу разобраться в этом сам и буду благодарен, если вы мне поможете. Читаю я медленно. Но умею. Я умею читать. Отец научил, пока видел… Я могу ловить для вас рыбу.
– Рыбу? Пришел, чтобы прокормить сородичей, а собираешься кормить меня? Ну и глуп же ты! Вот что я скажу тебе, парень. И запомни это на всю свою жизнь: не верь каждому написанному слову, все эти каракули – вовсе не Отче наш. Много слов – мало пользы. А Платон ошибался.
– В чем же, батюшка? – Адонису стало страсть как любопытно.
– Ты гляди. Интересуется Платоном! Ладно, ничего страшного. Пусть люди сами делают выводы и учатся отличать зерна от плевел! – изрек со всем своим показным глубокомыслием игумен, – Вот взять к примеру его предложение истреблять неполноценных детей! То, что практиковалось в древней Спарте – это же противно Господу!.. Так что может и верно, что запретили этого Платона. Может быть, и правильно сделали. Нечего народ баламутить. Надо было сразу сжечь эту архаическую ересь… – Сказал, как отрезал, и тут же осек себя на мысли, что уподобляется нацистам. Они тоже сжигают неугодные книги.
Адонис заметил замешательство настоятеля, но подумал, что оно основано на иных причинах. Возможно, отец Георгиос сомневался, достоин ли такой неопытный в науках человек, к тому же не готовый платить за обучение, знаний.
– Можно вместо платы за работу… мне почитать ваши книги? – робко попросил он, – У вас столько книг в церковной библиотеке. Об этом все знают! … Без хлеба и молока…
Отец Георгиос плюнул на предосторожность, увидев как искренне замялся молодой человек. Он не мог ошибиться. В глазах паренька не было лукавства. Такие неискушенные люди еще не способны на подлость. Тот, кто краснеет, прося об услуге, еще не наглец…
Священник выдержал паузу, вспомнив место из Святого Писания, где юный Соломон попросил у Господа мудрости, вместо земных благ, а получил за это и то, и другое. В следующее мгновение батюшка выронил какое‑то задумчивое, ничего не значащее междометие, перекрестился и, погладив бороду, вымолвил чуть ли не шепотом:
– Получишь и хлеб с молоком, и книги. Смотри, если что‑то будет непонятно, вызовет недоумение или вопросы, то не стесняйся спросить у опытных мужей, даже у меня, коли увидишь, что я не занят. Книги пишут люди, а все люди грешны, все ошибаются. Не воспринимай на веру, что написано людьми без веры. Множество книг в нашей библиотеке, это действительно так. Но полезность их определишь только сопоставляя с Писанием. Если научился отличать добро от зла, то разглядишь и плохую книгу.
– А есть плохие книги, отче?
– Есть. Есть, сын мой.
– А зачем же их пишут?
– Из корысти, тщеславия, зависти…
– А хорошие. Хорошие книги всегда о победе добра над злом?
– Не всегда. Иногда в них и зло побеждает.
– В хороших книгах зло может победить?
– Может. Как в жизни. Еще как может. Но временно. Так как хорошая книга всегда вселяет надежду. В ней есть что‑то такое, едва уловимое.
– Что же это?
– Жалость. Сострадание к людям. Сочувствие к чужой боли. К чаяниям рабов Божьих. Милосердие. Побежденный ведь – не всегда отверженный. Если хороший человек проиграл битву, Бог сделает его беду наукой, научит побеждать. Ну, а коли погибнет на земле – будет обласкан на Небесах. В хороших книгах вера, в плохих – неверие.
Адонис, радостный, вышел за ворота монастыря. Он взглянул на солнце, не отводя глаза. Катерина светила ярче. На нее он бы не смог смотреть так долго. Скоро он будет читать быстрее. И ей станет интересно с ним говорить! Так же интересно, как с тем англосом‑ археологом. Он еще не раз будет благодарить судьбу, что свела его с отцом Георгиосом, ставшим для Адониса тем же, чем был аббат Фариа для заточенного в замке Иф узника по имени Эдмон Дантес. Книга о графе Монте‑Кристо станет первой, которую прочтет сын рыбака, и он сразу узнает в образе отца Фариа местного игумена.
…К ранним пробуждениям Адонис привык уже давно. Он справлялся с работой быстрее других, сдавая норму в сорок корзин задолго до захода солнца.
В оставшееся время он с трепетом перелистывал засаленные страницы хранящихся в монастыре фолиантов, осознавая, как далек он от своей заветной цели.
Он бережно гладил бумажные сокровищницы. Неспешно, под светом масляной лампады, поглощал открывающееся с текстом волшебство.
Он не сразу понимал его смысл, но он точно знал, что в этих буквах сосредоточено едва уловимое таинство. Из этих молчаливых знаков мудрецы сложили послания, в них уместили опыт, через них великодушно и щедро делились знанием.