Когда откроются двери. Эйна возвращается
Эйна поднялась в свою комнату, рухнула на кровать, закрыла глаза. В голове прокручивались сцены сегодняшних занятий. Сначала двое крепких мальчишек – Севан и его друг Прикс – держали велосипед, пока Эйна устраивала обе ноги на педалях, а потом, когда она трогалась с места, бежали рядом, продолжая держать. Проехав несколько метров, Эйна кричала:
– Всё! Останавливаемся! – И переставала крутить педали.
Севан и Прикс останавливались и ждали, пока Эйна упрётся одной ногой в землю. Так, стоя, она отдыхала пару минут, и всё повторялось. Потом Эйна почувствовала, что велосипед под ней почти не качается, как будто она интуитивно нашла именно то положение тела, при котором удаётся удерживать равновесие. Эйна попросила мальчишек ненадолго отпустить велосипед, дать ей проехать самой метра два или даже три, а потом снова ухватиться за раму и руль, чтобы Эйна не упала сразу после остановки.
Это упражнение они тоже повторяли снова и снова. Наконец, Эйна решилась попробовать остановиться сама, без поддержки. Проехав несколько метров, она перестала крутить педали, наклонилась всем телом вправо и быстро выставила правую ногу так, чтобы коснуться земли. Это получилось у Эйны с первого раза, и все ученики радостно захлопали в ладоши, а Эйна слезла с велосипеда и церемонно поклонилась.
Дети засмеялись, подбежали к ней, стали хлопать её по спине, загалдели:
– Ты молодец! У тебя так хорошо получается! Так быстро научилась!
– Да я ещё не научилась, – возражала Эйна, раскрасневшаяся от долгой учёбы и довольная, что дети оценили её усилия.
– Ничего, совсем немножко осталось! Завтра продолжим!
– Ой! Нет, завтра не получится! Я же завтра поеду в Первый! Школы завтра не будет!
– Ну ладно, тогда послезавтра!
Наутро после тренировки у Эйны болели мышцы, походка была неестественной, поэтому пришлось сделать полную телесную разминку – набор упражнений, которым Эйну научили в школе. После этого ходить стало чуть легче. Эйна приняла горячий душ, растёрлась жёстким полотенцем, причесалась, надела новое платье. Вскоре подъехал Тарий, и они отправились в Первый.
По дороге Эйна рассказывала ему про свой вчерашний урок езды на велосипеде, Тарий одобрительно хмыкал, иногда смеялся, иногда восклицал: «Ну ты молодец! Я в тебе и не сомневался!»
Остаток пути они молчали. Эйна украдкой поглядывала на Тария. Наверное, он задумался о том, что в последний раз едет на собрание – уже не как староста, а просто как наставник Эйны, чтобы показать ей всё и познакомить с другими. Она решила не приставать к нему с разговорами, отвернулась и тоже предалась размышлениям.
Эйна вспоминала своё вчерашнее катание на велосипеде. Самым сильным впечатлением от него стало не то, что она неплохо справилась, а то, насколько свободно вели себя с ней дети. Когда Эйна ещё только попала в Четвёртую зону, она сразу заметила, что люди почти всегда обращаются друг к другу на «ты», и даже дети так разговаривают со взрослыми. В других зонах она такого не видела. Но вчера это проявилось особенно ярко: дети общались с Эйной как с равной.
Во время занятий в школе это было не так заметно, ведь там она знала и умела намного больше, чем её ученики, и они воспринимали её как дарителя знаний, а не как обычную девушку. Но велосипед – это другое. В этом дети были лучше Эйны и считали, что это нормально.
Она вспомнила, как они вчера веселились, добродушно подсмеивались над Эйной, а она отшучивалась и хохотала вместе с ними. Никогда раньше она не видела таких отношений между дарителем знаний и учениками. В Третьей зоне Эйна могла свободно общаться только с Дарительницей Лианорой и Дарителем Кирианом, которых считала своими старшими друзьями, но никогда не позволяла себе никакой фамильярности. Ей бы и в голову не пришло подшучивать над ними, даже если бы они чего‑то не умели.
«А может, всё дело в том, что здешних детей никто не муштрует ежедневным повторением законов и правил? Может, поэтому они растут более свободными, чем дети в Третьей зоне?» – подумала Эйна. Но когда она попыталась сравнить детей Четвёртой с детьми Второй зоны, её мысли зашли в тупик. Отличия казались слишком сильными, и Эйна совсем запуталась: что же считать свободой и откуда она берётся?
А в это время Тарий сказал:
– Приехали.
Перед началом собрания Тарий представил Эйну нескольким старостам. Она приветливо улыбалась, пожимала протянутые руки, но от волнения не могла запомнить ни лиц, ни имён. Позже, когда участники расселись в зале и начали по одному подниматься на сцену, Эйна стала делать записи в блокноте:
«Маргус, из 12‑го, птицеферма, курочки. Полный, высокий, с пышной седой бородой. Весёлый, всё время шутит.
Ритана, из 7‑го, фруктовые сады. Загорелая, чёрные волосы гладко зачёсаны назад, лицо в морщинах. Очень серьёзная, хмурится, взмахивает рукой, когда говорит.
Грегул, из 21‑го, злаковые поля. Никаких особых примет, очень коротко подстрижен, не могу разглядеть цвет волос. Кажется, седые. Лицо спокойное, расслабленное».
Тарий наклонился к Эйне, заглянул в её блокнот, улыбнулся:
– Молодец! Так проще будет всех запомнить.
Кроме старост всех тридцати посёлков, в зале сидели десять членов правления, глава правления Санат и несколько руководителей крупных предприятий. Женщин среди них было немного, не больше десяти. А таких юных, как Эйна, вообще ни одной. Когда подошла очередь Семнадцатого выступать, Тарий позвал Эйну с собой на сцену.
– Знакомьтесь, это наш новый староста! Эйна Семь пятьсот тридцать семь. Мне пора на отдых, и жители выбрали Эйну.
– Не рано ли ей в старосты? – выкрикнул пожилой мужчина.
– Думаю, не рано, раз за неё все проголосовали!
– Чем же она так хороша?
Тарий повернулся к Эйне и шепнул:
– Расскажи о себе. Очень коротко.
Эйна от неожиданности кашлянула, сглотнула, вспомнила уроки дикции, которые ей давала Армина, и заговорила, чётко и уверенно:
– У меня большой опыт работы с людьми. Я выросла в Третьей зоне, там училась в школе, работала на заводе, а в свободные часы – ещё и сиделкой в семье. Потом переехала во Вторую, работала детской помощницей, общалась с людьми разных профессий. Видела, насколько по‑разному всё устроено в разных зонах.
Эйна замолчала, но Тарий легонько подтолкнул её:
– А главное‑то? О школе?
– Когда я поселилась в Четвёртой, я подумала, что оставлять детей неграмотными во всех посёлках, кроме Первого – это не очень хорошее решение. Устаревшее. Когда‑то это было разумной мерой, но времена изменились. Грамотность позволит людям лучше работать. Они смогут читать учебники. Да и кругозор будет шире. Поэтому я предложила открыть начальную школу в Семнадцатом и теперь учу детей читать, писать и считать. А самых способных надеюсь потом отправить в Первый, чтобы они могли учиться дальше.