LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Когда откроются двери. Эйна возвращается

Тарий вышел на крыльцо, постоял, перебрасываясь короткими фразами с теми, кто стоял ближе всего, поднял руку, и все затихли.

– Дорогие жители Семнадцатого! Особенно те, у кого есть дети! Вы ведь заметили, что у детей появилось новое занятие?

Послышались смешки, раздались одобрительные возгласы:

– Как не заметить! Дети только об этом и говорят!

Тарий улыбнулся и продолжил:

– А вчера я поговорил с главой правления, и он одобрил то, что делает Эйна. Поэтому теперь мы выделим целый дом для этих занятий…

– Школу, что ли, откроете? – крикнул кто‑то в толпе.

– Ну, пока мы это так не будем называть… Просто дом, куда дети будут приходить каждое утро, чтобы поиграть и позаниматься. А Эйна будет отвечать за то, чтобы им там было интересно.

Некоторые жители недоверчиво косились на Эйну, которая стояла среди них. Но многим понравилось предложение Тария. Он позвал Эйну:

– Выйди сюда, расскажи сама, что собираешься делать!

– Добрый вечер… – смущённо начала Эйна, но быстро взяла себя в руки: – У меня есть план. Мы будем не только играть с детьми, но и учиться. Будем читать, писать, считать, рисовать. Как в начальных школах.

– Зачем им это? – недовольно спросил один из жителей.

– Чтобы они могли жить лучше.

– А что, мы плохо живём?

– Нет, – Эйна мягко улыбнулась. – Но ведь это не значит, что детям нельзя жить ещё лучше, чем родители.

– Да тише ты, не мешай! – зашикали на спорщика.

Эйна рассказала, что из Первого уже прислали материалы – альбомы, тетради, карандаши, детские книги и даже несколько учебников. И теперь можно не просто играть во дворе у Халима с Анишей, а заниматься по‑настоящему.

Кто‑то в толпе заворчал, что детям отдыхать надо, а не забивать головы учёбой, но староста громко сказал:

– А вы детей своих спросите, чего они хотят! Отдыхать или с Эйной заниматься?

Люди засмеялись. Ответ был очевиден, дети посёлка ни за что не отказались бы проводить время с новой соседкой.

– Тогда давайте завтра поможем Эйне приготовить место для занятий! Кое‑какую мебель надо будет вынести, а что‑то собрать по домам – немного посуды, стулья.

Переговариваясь, жители начали расходиться. Аниша подошла к Эйне, взяла её под руку:

– Значит, завтра уходишь от нас?

– Я и так вам надоела! – улыбнулась Эйна. – Третий месяц у вас живу! Теперь ваша очередь в гости ко мне ходить!

 

Глава 4. Новая школа Эйны

 

Домик, который староста выделил Эйне, в посёлке прозвали «Дом детей». Слово «школа» Эйна старалась не использовать, и староста её в этом поддержал:

– Пока Санат не получил решение Совета зон, лучше не привлекать внимание к тому, что мы тут задумали.

Однако слухи начали расползаться по всей Четвёртой зоне – у жителей Семнадцатого были друзья и родственники в других посёлках, все ездили друг к другу в гости или встречались, когда продукцию одного посёлка везли в другой для обмена.

Эйна немного боялась, что её будут осуждать, не поймут её стремления учить детей, ведь тут десятки лет никто ничему не учился. Но старалась не думать об этом. Всё свободное время Эйна тратила на благоустройство «Дома детей» и своей комнатки, которую она оборудовала на чердаке – так же, как было в доме Халима и Аниши. Мужчины перетащили с первого этажа кровать и комод, оставленные прежними жильцами. Аниша с подругами принесли несколько простыней и наволочек из простой светлой ткани, пару одеял, подушки, коврик. Лишнюю кровать забрал кто‑то из соседей.

Весь первый этаж Эйна подготовила для занятий. В кухне сделала общий класс, где за большим столом помещались почти все дети посёлка. В середине дня Эйна заваривала в большом котле ягодный чай и устраивала детям полдник. Они приносили с собой еду – хлеб, огурцы, яблоки, сухарики. Всё это выкладывали на большое блюдо, а Эйна ставила перед каждым кружку для чая и маленькую тарелочку для угощений. Комнату рядом с кухней Эйна отвела для детей постарше, которым собиралась давать более сложные задания. Они смогут сидеть отдельно, чтобы малыши им не мешали. А в самой маленькой комнатке устроила склад и библиотеку: разложила на полках подаренные Санатом книги, альбомы, тетради.

Через несколько дней Эйна попросила Тария устроить ещё одно небольшое собрание перед его домом. Она хотела узнать, в какие часы удобнее начинать занятия и когда лучше отпускать детей по домам. Тарий удивился:

– Не всё ли равно? Они же до твоего появления тут болтались по посёлку целыми днями, никого не волновало, куда пошли, когда вернулись.

– И что в этом хорошего? Я же хочу, чтобы родителям было удобно. Чтобы они были уверены, что за детьми кто‑то присматривает.

Тарий недоверчиво хмыкнул – Эйна знала, что у него нет детей, поэтому вряд ли он поймёт, почему это важно. Но Тарий уже привык, что Эйна говорит дельные вещи, и почти всегда соглашался с ней. Вот и сейчас. Созвал всех на собрание, и там решили, что начинать занятия нужно в десять часов. Родители уходят раньше, оставляют детям завтрак на столе, чтобы те успели выспаться. В четырнадцать часов Эйна пообещала поить детей чаем, а в шестнадцать отпускать домой. К этому времени взрослые возвращаются с работы и готовят обед.

Самых маленьких, кому ещё нет пяти лет, Эйна решила отводить домой сама, чтобы они не потерялись по дороге. Некоторые посмеивались, когда Эйна об этом говорила:

– Да ты просто не знаешь, какие они у нас самостоятельные!

И всё же она поняла по их довольным лицам, что жителям посёлка нравится её подход. Эйна уже знала из разговоров с Анишей и её подругами, что здесь никого не интересуют чужие дети. Каждый ребёнок, пока он не вырос и не начал работать, важен только для своих родителей. И когда тут появилась «незнакомка, с загадочным прошлым, образованная и весёлая, которая готова возиться с чужими детьми» – буквально так, слово в слово, Аниша передала Эйне свой разговор с соседями, – все удивлялись и не могли понять, зачем ей это нужно.

– Как ты думаешь, они меня примут? Я тут приживусь? – спросила Эйна.

– Считай, уже приняли. Мы же видим, что ты уважаешь наши правила. Не относишься к нам свысока, хоть и повидала такое, что мы даже представить не можем. Ведёшь себя просто. Как будто ты какая же, как мы.

– Я и есть такая же! – с жаром воскликнула Эйна.

– В чём‑то да, в чём‑то нет, – усмехнулась Аниша. – Но ты нам нравишься. Я рада, что мы тебя нашли.

Через несколько дней после этого разговора Аниша рано вернулась с работы и зашла в Дом детей за Киликом. Эйна обрадовалась, предложила ей присесть за общий стол. Аниша с интересом наблюдала, как дети занимаются.

Килик рисовал в альбоме крупные буквы и объяснял соседке, пятилетней Геве, как соединить их в слог:

TOC