LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Марта, не плачь!

Полная женщина‑экскурсовод последней покинула автобус и, безразлично окинув взглядом пёструю толпу, звучно сказала:

– Прошу не расходиться. Сейчас мы пройдём к памятнику великому русскому поэту и прозаику Михаилу Юрьевичу Лермонтову, а потом посетим музейный комплекс, посвящённый периоду пребывания Лермонтова в Тамани по пути на Кавказ, куда он был сослан за стихотворение «На смерть поэта».

Марта, к своему стыду, ничего не помнила об этом из школьной программы, хотя книгу Лермонтова «Герой нашего времени» читала и даже писала какие‑то сочинения на эту тему. Она незаметно смешалась с экскурсантами, прикрыв Дези сумочкой, висящей на плече. В душе она так обрадовалась, что появился предлог, который на некоторое время отодвинул встречу с мужем и его дурно воспитанной дочерью, что готова была расцеловать женщину‑экскурсовода за предоставленную возможность прикоснуться к творчеству замечательного поэта.

Они ненадолго задержались у памятника, где экскурсовод монотонно выдала нужную информацию:

– Памятник Лермонтову – одна из достопримечательностей Тамани. Он располагается в самом центре станицы, в зелёном уютном сквере рядом с музеем, посвящённом великому писателю. Михаил Лермонтов дважды посещал Тамань. Впервые он был здесь проездом в 1837 году. И после первого посещения появилась его знаменитая повесть «Тамань», благодаря которой о станице узнали за пределами Краснодарского края. Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1984 года во время празднования 170‑летней годовщины со дня рождения великого русского поэта. На этой скульптуре Лермонтов опирается на небольшую скалу на обрывистом берегу, устремив свой взгляд вдаль в сторону моря.

Дальше экскурсовод предложила сфотографироваться на фоне небольшой скульптуры поэта, отлитой из металла и стоящей на невысоком бетонном постаменте.

Пока группа туристов с упоением делала памятные фотографии на айфоны и фотоаппараты, экскурсовод встала под дерево, достала из сумки веер и принялась обмахиваться, закрыв глаза. Вероятно, устав махать, она убрала веер обратно в сумку и, подняв руку, объявила:

– Следующим пунктом нашей экскурсии является посещение музейного комплекса. Прошу пройти по дорожке вперёд и остановиться возле калитки.

Повинуясь команде, разновозрастная группа длинной вереницей потянулась к каменному забору, где белела выкрашенная простой извёсткой калитка. Марта слегка растерялась: «Если меня попросят уйти, я скажу, что готова заплатить только за экскурсию, место в автобусе мне не требуется».

Экскурсовод подошла к калитке и, наклонившись, с трудом прошествовала через ограниченное невысокое пространство, за которым начинались ступеньки, ведущие во двор музейного комплекса.

 

Глава четвёртая

 

– Шура, группу привезла? – окликнула женщину‑экскурсовода старушка с милейшей улыбкой на лице. Несмотря на жару на ней была надета синяя юбка от униформы и белая блузка.

– Да, Калерия Иосифовна, – вытирая красное лицо носовым платком, ответила экскурсовод.

– Сколько человек?

– Двадцать пять.

– Хорошо, пусть проходят. Сегодня так жарко, что у нас никого нет. Я отдам тебе билеты по окончании осмотра, чтобы вас не задерживать, – бодро сказала старушка, принимая деньги у экскурсовода.

Марта даже дышать перестала, когда проходила через низкую калитку с навесом с Дези под мышкой. Она постаралась быстро спрятаться за спины уже вошедших, пока экскурсовод обменивалась новостями с администратором музея.

Если бы не жара, женщина‑экскурсовод, может быть, и заприметила бы новенькую, неожиданно появившуюся в группе, но она то обмахивалась веером, то вытирала пот с лица носовым платком, при этом без остановки рассказывая, что в музейный комплекс входят две хаты с белыми стенами и крытыми камышом крышами. Одна представляла собой лермонтовский домик, а другая – лачужку, в которой жила глухая старуха, о которой писатель упоминал в своей повести «Тамань».

Женщина рядом с Мартой неожиданно задала вопрос, демонстрируя характерный северный говор:

– Неужели эти домики видели самого Михаила Юрьевича?

Экскурсовод перестала озвучивать выученный текст и, вздохнув, с нескрываемым недовольством посмотрела на спросившую.

Марте пришлось даже спрятаться за спину широкоплечего мужчины в майке, пока экскурсовод отвечала на вопрос любопытной женщины.

– Конечно, подворье и хаты выстроены с большой точностью по описаниям очевидцев, но Лермонтов видеть их не мог, так как музей открылся 24 октября 1976 года.

Мужчина, очевидно, муж спросившей, вдруг закряхтел и, оглядываясь по сторонам, недовольно спросил:

– А это хотя бы то место, куда приезжал Лермонтов?

Экскурсовод нервно сглотнула слюну и, помахав на лицо веером, сухо сказала:

– Да, именно на этом обрыве стояла хатка, где останавливался в 1837 году наш великий поэт, хотя краеведы до сих пор спорят об этом. Но если вы будете задавать глупые вопросы, не дослушав меня, то у вас останется мало времени на осмотр ещё одного здания, которое было построено специально для ознакомления с жизнью и творчеством поэта, когда он пребывал на Кавказе. Там собраны копии картин Лермонтова, черновики его произведений и, конечно же, книги.

Мужчина хотел что‑то ответить на пламенную речь экскурсовода, но жена дёрнула его за руку и так посмотрела, что он смутился и, почесав затылок, замолчал.

Продолжая рассказывать, кому в то время принадлежали домики на обрыве, щедро выкрашенные извёсткой, экскурсовод предложила по несколько человек заходить внутрь, чтобы познакомиться с бытом того времени.

Марта заволновалась. Ей очень не хотелось быть обнаруженной в самом начале экскурсии. Если бы не Дези, она бы тоже, конечно, зашла внутрь. Но зачем становиться участницей скандала, когда всё идёт пока хорошо.

Первые пять человек вышли из хатки и уступили место следующей группе, куда входила пара, любящая задавать вопросы.

Неожиданно из домика послышался голос женщины:

– Товарищ экскурсовод, а эти вещи тоже не видели Лермонтова?

К ней тут же присоединился муж и вслух стал рассуждать, что на такой маленькой площади не могли разместиться люди и мебель одновременно.

Экскурсовод сморщилась, как от острой зубной боли, и полезла в узкий дверной проём, чтобы предотвратить дискуссию по поводу квадратных метров, не отвечающих современным стандартам.

Марта подняла глаза к небу и поблагодарила Бога, а заодно и Михаила Юрьевича за предоставленную возможность незаметно улизнуть вглубь музейного комплекса.

TOC