Невостребованная любовь. Детство
– Сколько ссор и проблем из‑за этой. Давно бы в детдом сдала, если бы не Витя. Девки в нём души не чают, да и я привязалась, как будто не внук, а сын родной. Послал Бог старому под старость сына… А то четыре штуки дочери. Нет, дед не позволит его отдать, всю жизнь о сыне мечтал. Заявишь её, заберут и Витю. А он тоже вреден, всё артачится: «Не пойду к вам жить, с сестрой останусь». Жил бы у нас, его нам бы и оставили, чай не чужой, хоть и полутатарчёнок. Детдом‑то рядом, вон за Ричкой в доме жидов разместили. Эва‑но, сколько сирот война наплодила. И Надя там безголодно жила бы, а Витя, когда хотел, тогда бы навещал её. Так ведь нет! Вредны, все в мать. Та нас с отцом все не слушала, самовольничала, самобычная. В итоге вот и совершила тяжкий грех – повесилась. Советская власть, советская власть! А, как в старые времена, похоронить на кладбище не позволили. Лежит одна среди берёз, за кладбищенской оградой…
Нюня заплакала и пошла по улице, тихонько качая головой. Не было повода у бабки ворчать на Надю, сама того не осознавая, она подсознательно винила свою двенадцатилетнюю внучку в гибели своей дочери: не досмотрела, не уследила…
– Ну, чего голову повесила? Иди, Надюха, сюда, помоги бумаги разобрать, да на полку аккуратненько сложить, – вставая, сказал дед.
Разбирая вырезки из старых газет, какие‑то печатные листы и листы с текстами, написанными от руки, книги и письма, Надя выронила фотографию. Подняла её и застыла от удивления: на фото были запечатлены три усатых казака в папахах, в чёрных бурках на плечах, с саблями. Один сидел на стуле, двое стояли за спиной, у каждого одна рука опущена на спинку стула, а другой рукой каждый держал рукоять своей сабли. Гордая стать, уверенностью и спокойствием веяло от этих молодцев. Дед заметил, что внучка держит фотографию. Он не видел лицевой стороны фото, но хорошо знал, что это за фотография. Задумался, как поступить, просто выхватить, спрятать и приказать навсегда забыть о том, что видела? Но передумал:
– Помнишь, внучка, ты как‑то спросила: «Почему началась Гражданская война? Мол, Великая Отечественная война – понятно, немцы напали, а Гражданская?» Садись, я расскажу тебе то, что не рассказывал даже своим дочерям, неинтересно им это, да и болтливы, как сороки. Всё вон наряды в голове, всё в город норовят, проболтаются ещё.
Дед замолчал, вдохнул и продолжал:
– Это теперь я выгляжу, как обычный крестьянин, а тогда мы – трое братьев Шмаковых, в царской армии служили. Царь Пётр I знал, каких людей на Урал посылал: не только сильных и выносливых, но и сильных духом, да волей. Это ещё наших прапрадедов на Урал царское правительство направило: солдат и также вольных поселенцев, потом ставших казаками. Тогда наше поселение было первым на Южном Урале, называлось Белоярская Теченская слобода, а позже просто Теченская слобода. Это ещё в 1692 году было. Видела на центральной усадьбе нашего колхоза остаток стены с выложенной из красного кирпича с годом строительства её – это часть крепостной стены. Потом построили здесь наш храм Петра и Павла, стал православный люд со всей округи стекаться к храму, так и образовалось наше село Нижняя Петропавловка по имени нашего храма Петра и Павла.
Дед опять помолчал, опять вздохнул и продолжил свой рассказ:
– Не хотят наши председатели прошлое знать и сохранять, – дед вдохнул, перевёл дух и продолжил:
– Потом ещё три крепости построили на расстоянии дневного перехода друг от друга: Челябинскую, Миасскую и Чебаркульскую.
– Крепости? Зачем? От кого защищаться? – спросила внучка.
– После знаменитого похода Ермака, Башкирия, вроде, добровольно присоединилась к Русскому государству в 1555 году. Разгромили мы Сибирское ханство, освободили башкир, да сибирских татар от тирании Кучума, да места‑то дикие малолюдные были. Нападали башкиры на обозы с продовольствием, следующие из Теченской слободы, а может татары нападали или казахи – кто их разберёт ночью‑то, днём опасались нападать. А наша слобода была центром заготовок провизии для питания гарнизонов и жителей Урала и Сибири.
– Тятя, ты хотел про фотографию рассказать, – напомнила внучка, по‑прежнему называя деда тятей, так в этих местах обращались к отцам.
– Я и рассказываю, почему на фотографии мы в форме казаков, состоящих на государевой царской службе. Садись, пока бабка с Любой на работе, а младшие в школе, – расскажу, ты только не перебивай, всю жизнь нам перевернул тот вечер.
Дед вытер рукавом рубахи навернувшиеся слёзы на глаза, тяжело вздохнул и стал рассказывать:
– Крепкое семейство у нас было – родовое. Дом, хозяйство, три сына – таких орла! Сама видишь на фотографии: нас трое и была ещё одна дочь у тяти с матерью, сестра наша. Избу хорошую срубили, служили, можно сказать, не выходя из дому, не в тягость служба была, да вот война настала…
Глаза у деда заблестели, видно было, как тяжело было ему это вспоминать.
– Призвал царь батюшка Николай Второй нас на войну, поклонились отцу с матерью и дому своему, перекрестились на храм и поехали каждый на своей лошади…
– Перекрестились? – испуганно спросила внучка, – у тебя что, и крестик был?
– Был, внучка, был и теперь есть.
– Что ты, тятя?! Нельзя же! Бога нет.
– Я тебе вот что скажу, Надюха, – помру, ты на меня крестик‑то надень.
– Ты что же, тятя, в Бога веруешь?
Застыв на месте, испуганными глазами смотрела внучка на деда.
– Верую, Надюха, верую.
– Так не разрешается же в бога верить‑то, – испуганно говорила девочка. – Как же так? Тятя, я за тебя боюсь.
Опустила девочка руки, покачала головой, словно хотела сказать: «Ну и шуточки у тебя, дед!» Дед вздохнул:
– А она, вера‑то, от разрешения никак не зависит. Слушай: уехали мы из села в 1912 году, а летом в 17‑м вернулись. Сложно было на фронте, а здесь всё, как прежде – чисто, свежо, светло. Птицы поют, петух кукарекает, собаки лают, где‑то девки поют – благодать, как в детстве… Ничего мы в тот день не заметили. От радости, что до дома живыми добрались, ничего не поняли… Людей на улице было мало. Так лето, страда деревенская, все при деле – думали… Помянули тятю с маткой, встряхнули головой и пошли на улицу. Тогда был тихий тёплый вечер. Ни ветерка, ни дуновенья. Только где‑то надрывно лает собака. Да что до неё? – когда собаки не лают…
Три молодых бравых казака сидят на деревянных перилах моста через небольшую реку Течу. Молодая кровь играет в жилах. Озорно поглядывают то на левый, то на правый берег реки: не идут ли девки. Не может быть, что людская молва не донесла до их любимых, что они вернулись в село. В стране неспокойно, но здесь, как в детстве, ничто не изменилось. Так хотелось в это верить, отдохнуть от лишений и ужасов войны, от того унизительного положения офицеров, в котором они оказались весной, после «Приказа № 1» Петросовета меньшевиков. Тяжёлый камень лежал на душе, когда русские оставляли территории, завоёванные в кровопролитных, тяжёлых боях. И начали роптать солдаты: мол, за что воюем? Керенский уговаривал солдат не покидать воинскую часть, а солдаты не считали нужным даже встать, потягиваясь, надсмехались над Керенским: «Главноуговаривающий, теперь не вам решать, что нам делать, теперь мы подчиняемся Совету Рабочих Депутатов и своим выборным комитетам».