LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Невостребованная любовь. Детство

– Я не твоя поклонница. А на Валюхе женись, ты ей нравишься. Я только рада за вас буду.

– Ну, ладно, так и быть. Насильно навязываться не стану. А ты, если что, заходи, я буду рад тебя видеть, – парень с минуту зло смотрел в глаза своей избраннице, скривил губы в ехидной усмешке и вышел из избы.

Уже по снегу, в первый же день, как закончили вспашку полей и трактора поставили под навес, Николай Грехов отпросился у бригадира, запряг своего любимого коня и полетел в соседнее село. У первого же пацанёнка спросил:

– Малой, не подскажешь, где Надя живёт?

– Какая Надя?

– Ну, молодая, красивая такая.

– Так у нас тут много молодых и красивых, и Надек много.

Николай замешкался, потом сообразил:

– Сарафан у неё такой, из брезента. Брат у неё ещё есть.

– А, понял. Это сироты при двух отцах. Там за рекой, по центральной улице в конце с правой стороны. Увидишь там две избёнки о одном окне, так вторая её, – подробно объяснил малой.

– Спасибо, брат, – поблагодарил Николай мальчика и поскакал в сторону, куда указал малец.

– Ну, бывай! – по‑взрослому ответил мальчик.

Выражение «о одном окне» означало, что изба у сирот четырёх‑стенок и совсем маленькая. В их избе было одно окно на улицу и одно окно в ограду в стене с торца. Таким образом, в те времена измерялись избы: считались только окна с фасадной стороны, окна с торца избы в счёт не шли. «О двух окнах»: понятно, изба побольше, тоже четырёх‑стенок, но отличалась от самой маленькой тем, что одно окно находилось напротив кутьи. Куть, думаю, от слова «закуток», так называлась часть избы от русской печи до окна. Это была своего рода кухня. Эти две самые маленькие избы объединяло то, что куть не отделялась перегородкой от избы («избой» во всех избах называли первую, то есть основную, комнату). Выражение «О трёх окнах» говорило о том, что между избой и кутьей есть перегородка. «О четырёх окнах» означало, что эта изба пятистенок и в ней есть ещё горница. «О пяти окон» – изба пятистенок считалась большой. Как правило, на Южном Урале в избах этого типа окна в фасадной стене располагались так: два окна – изба, то есть первая комната, одно окно – куть, и ещё два окна – горница. Все эти избы имели двускатную крышу.

Редко встречались избы шести‑стенок, так называемые в народе – Крестовые. Внутри четырёхстенного сруба были ещё две стены, так же рубленные из брёвен, которые располагались крест‑накрест по отношению друг к другу. Иными словами, одна стена под прямым углом пересекала другую. Если сверху смотреть на них, видно, что они образуют крест, отсюда и название – Крестовые. Крестовые избы имели, так называемые в народе, тёплые сени, так же имели, как и все избы: первую большую комнату под названием изба, куть, горницу, а из горницы был вход в спальню. У крестовых изб крыши были четырёхскатные.

Все избы рубились «в обло», или по другому названию «с остатком». «В обло» означает округлый, то есть в нижнем бревне под верхнее бревно, что ляжет в этот паз под прямым углом к нижнему бревну, паз вырубался округлым. «В лапу» рубили только колодцы. Рубка «в лапу», то есть «без остатку», выглядела так: каждый край бревна затёсывают топором в виде прямоугольника. Поверхность торца бревна‑«прямоугольника» и боковые грани не трогают. Верхнюю и нижнюю плоскости «куба» вырубают, формируют с правильными наклонностями так, что «лапа» в «лапе» держится без каких‑либо дополнительных креплений. В наше время даже плотники часто путают эти названия.

В этих местах нет природного камня, нет красного дерева – так называли в этих местах сосну. В лесах преобладает берёза, осина и тополь. Берёза и тополь значительно уступают осине по прочности и долговечности. Осина – серебряное дерево, недооценённое, достаточно неизученное, недопонятое, незаслуженно забытое. Одни говорят: на осине повесился Иуда, другие: Иисуса распяли на кресте из осины. Вот и дрожат листочки осины, как напуганные или в чём‑то провинившиеся. Осенью листва осины становится красной, словно кровь Христа, а когда ошкурят – удалят кору, плёнка между корой и древесиной имеет красноватый цвет. Знаю, что раньше из осины делали спички: они не ломались и не дымили. По этой же причине забитые копотью дымоходы и трубы чистили с помощью сжигания дров из осины: осина горит хорошо, жар есть, а дыма почти нет, вот и выгорала вся сажа и копоть в дымоходах. Сырая древесина осины легко поддаётся обработке и резьбе, а высохнув, вместе с невероятной легкостью, приобретает завидную прочность. Из пластичной древесины осины делали черенки для сельскохозяйственного инвентаря, деревянную утварь в дом, лавки, столы и т. д. Древесина белая, прочная и даже считалась гигиеничной. Из неё делали все лавки, лежанки и полки в банях. В стародавние времена у всех народностей считалось, что именно осиновый кол следует вбить в грудь всякой нечисти: вампирам, оборотням, вурдалакам. Считалось осиновым колом можно убить их наверняка, и они более не воскреснут. До сих пор люди верят в лечебные свойства осины и при головных болях на ночь глядя, кладут под подушку деревянную ложку из осины или просто осиновый брусок. Любая древесина любого дерева на открытом воздухе со временем сереет. Древесина осины тоже сереет, но после выдержки на свету и на ветру через несколько лет приобретает серебристый с металлическим блеском серый цвет. Поэтому наши предки из осины делали лемеха для куполов церквей.

Лемех – это небольшая дощечка, примерно двадцать пять – тридцать сантиметров в длину, похожая на маленькую деревянную лопаточку с очень коротким черенком. Этими дощечками, как бы облепляли лукообразный купол церквей, и он сотни лет радовал прихожан своим серебряным цветом, который имел на каждом лемехе свой оттенок, так как свет на каждый лемех падал под своим углом. Из осины рубили срубы колодцев: вовремя спиленная, а именно весной во время соко‑движения, ошкуренная и хорошо выдержанная древесина осины в воде не гнила. В те времена первый венец сруба клался прямо на землю, и непременно из осины, спиленной весной, правильно высушенной и хорошей выдержки. Крепкие семьи могли позволить себе при рождении мальчика заготовить осину впрок, до его женитьбы. Срубленные избы из осины такой выдержки стояли не один век и поражали своей крепостью.

Зайдя в избу «о четырёх окон», человек видел прямоугольную комнату примерно пять на четыре метра и не менее трёх метров в высоту. Комната имела четыре окна: два окна в фасадной стене на улицу и два окна в стене справа, которые выходили во двор. С левой стороны стена была условной, состояла из русской печи и перегородки, что отделяла эту комнату от кути. Избы были практичны настолько, что семья с любым количеством детей могла зайти в избу и, не имея никакой мебели, спокойно жить, не испытывая никакой нужды в этой самой мебели. С правой стороны в дальнем, левом, так называемом, Красном углу, чуть повыше верхних полок – божница, представляющая из себя небольшие угловые полочки. Испокон веков на божнице стояли образа и иконы, да лампадка. Ниже Божницы обязательно в примитивной деревянной рамке – фотографии родителей, ещё одна рамка с фотографиями членов семьи висела на фасадной стене, напротив входной двери на видном месте. Чуть ниже уровня божницы вдоль стен шли полки, они проходили над окнами. Ещё ниже, вдоль левой и передней стены находились широкие при‑стенные, неотделяемые от стены лавки, которые соединялись меж собой в углу под божницей. К ним в угол приставлен большой стол. Стол, как правило, делался по мере постройки внутреннего убранства избы.

TOC