Ольга. Снег и розы
Там царило столпотворение. Родители провожали любимых чад в неизвестность под названием «колхоз». Мать поцеловала Ольгу на прощание и поехала на работу. Началась посадка в поезд и только когда она закончилась, Ольга поняла, в каких условиях придется ехать. Плацкартные вагоны были до отказа набиты студентами и вещами. Воздух был спертый, а вагон грязный. Поезд тронулся.
Не стоит пересказывать все подробности этой поездки. Кто‑то напился, кто‑то подрался, кто‑то потерял девственность и так далее. Ольга, сидя на рюкзаке, всю ночь играла в карты с новым знакомым Альгирдасом. Он выходил из себя, так как не выиграл ни разу. Сначала он играл честно, потом начал мухлевать, потом решил, что мухлюет Ольга и стал за ней следить, утратив остатки внимания. Оставшись в очередной раз «дураком», он замертво уснул на своем огромном рюкзаке.
Наконец приехали. Студентов разбили на группы и развезли в стареньких автобусах по отделениям огромного совхоза с замученным названием «Путь к коммунизму».
После падения диктатуры коммунистов в России, многие сожалели о тех временах. Как правило, это были сами коммунисты, причем не самые последние из них. Были ли эти сожалеющие в сибирской глубинке в конце 70‑х годов?
Маленькая деревушка, затерявшаяся среди бескрайних полей, как ни странно кем‑то засеянных. Сплошь покосившиеся избушки, у которых нет и следа хозяйской руки. Все в упадке и забвении. Лишь огороды любовно возделаны старушками, составляющими большую часть населения. Эти огородики последний оплот их благосостояния и источник пропитания несчастных деревенских ребятишек. В деревне практически нет мужского населения, как после войны. Мужчины либо сидят в исправительных учреждениях, либо умирают в расцвете лет, чаще от пьянства и несчастных случаев. Кто не умер, пьют безбожно. В редкие часы просветления они отправляются на поиски сексуальных приключений к таким же спившимся деревенским матерям ‑одиночкам. В столь редкие минуты счастья никто не думает о контрацепции и через 9 месяцев на свет появляется еще одно дитя любви уже в начале жизни никому не нужное и брошенное на произвол судьбы.
Ольгу с тремя девушками поселили к очень пожилой женщине. Мужа своего она давно похоронила. У нее есть дочь, известная алкоголичка, у которой восемь детей. Все они отираются у бабушки в доме, так как у матери есть нечего. Бабушка кормит их вареной картошкой и квашеной капустой. А вот хлеб бывает не всегда. Мука в большой цене. Это в колхозе‑то! Оказывается проблема не с мукой, а с ее доставкой, которая муки дороже. Раз в неделю бабушка балует внуков пирожками. Уже с раннего утра, когда тесто еще подходит, все восемь внучков уже толкутся на кухне. Духовка сломалась, и пирожки приходится жарить на драгоценном растительном масле, остатки которого потом любовно сливаются в банку и используются еще не раз. Пирожки съедаются по мере приготовления, бабушке не достается ни одного. И на огороде бабушка всегда одна. Дочь как понимаете, пьет, а дети настолько бестолковы, не собраны и ленивы, что в помощники не годятся. Еще бабушка прядет шерсть на древней деревянной прялке при свете керосиновой лампы. Электричество к дому подведено, но лампочки в дефиците, их берегут, хранят в заветном месте и только при необходимости вкручивают.
Утром Ольга с подругами просыпаются в шесть утра, надевают кирзовые сапоги, телогрейки и к семи часам идут в столовую, где к их приходу, командированные шоферы и комбайнеры уже съели все съедобное. Ничего не поделаешь, они работники, а студенты не поймешь кто.
После далеко не сытного завтрака, девчонки плетутся примерно километр по деревенской грязи и вот он «колхозный двор». Пришли сели – работы нет. Сидеть приходится на улице. Единственное теплое место «весовая», но там сидят профессиональные колхозницы, тоже ничего не делают, отсиживают часы. Через стену слышны их разговоры: всяко матерят мужиков и хряков. И те и другие норовят убежать из дому и осеменить кого‑нибудь на стороне. Но если мужикам это в принципе прощается, а иногда и приветствуется, то хряки за разбазаривание семенного фонда караются полным ограничением свободы.
– Мой‑ то Федька убегал на той неделе, помнишь? Все поймала! Теперь только в садик отпускаю погулять. А он встанет и через забор ‑то глядит, глядит… А я на него из окна любуюсь. Плечи во! Ножки стройные! Красавец!
Думаете о ком речь? Конечно о хряке! От смертельной скуки Ольга с подругами научились курить «Приму». Если становилось совсем тошно, всегда можно было наведаться в местный магазин. Там могло не быть соли и спичек, но всегда был «Портвейн 72». Стоил он копейки, но для местных жителей все равно был дорогим напитком. Они предпочитали пойло собственного изготовления. Ольга еще не раз вспомнит те декалитры шампанского, которые она даже не попробовала. Но тут же вспоминается Роберт и все встает на свои места. Нет уж лучше семьдесят второй портвейн.
В субботу в деревне банный день. Кто‑то топит свои бани, кто‑то ходит в общественную, но настроение у всех с утра уже праздничное. Русская баня даже в самом худшем варианте, это чудо, запоминающееся на всю жизнь. Ольга, в последующей жизни, побывала в самых разных банных заведениях, как в российских, так и иностранных. Но нигде она не испытывала такой легкости и радости бытия. Запах трав, березовых веников и дешевого хозяйственного мыла навсегда остался для нее лучшим душевным бальзамом.
После бани обязательная, массовая попойка. Здесь невозможно остаться трезвым – нервы не выдержат.
В девять часов вечера открывается деревенский клуб. Еще один символ убожества расположенный в ободранном деревянном сарае с забитыми окнами. Прокуренный и запыленный танцевальный зал. Сначала собираются деревенские невесты. Принаряженные, накрашенные, довольно юные, еще не изможденные непосильным домашним трудом или наоборот бездельем и алкоголизмом. Позже появляется мужской состав. Он оказывается не такой уж скудный. Но взгляду остановиться не на ком. И это русский народ? Где вы воспетые славяне? Высокие, русоволосые, светлоглазые, крепкие? Увы, этого нет. Все маленького роста, неопределенной масти, уродливого телосложения. Вот он русский генофонд.
Начинаются танцы. Включаются пластинки заезженные до такой степени, что вместо звуков раздается одно лишь кряхтение. Девушки толкутся посреди зала, мужской состав курит в углу.
В полночь взрыв веселья, – приехали командированные шоферы с комбайнёрами. Это их час. Сейчас расхватают, более менее приличных девчонок, которые справедливо считают, что проще « дать», чем объяснить, что ты не хочешь.
Но все не так просто. Какие же танцы без драки!? Деревенские мужчины бросаются на защиту чести своих дам, на которых до этого даже не обращали внимание. Начинается потасовка.
Ольга с подругами спешат на улицу. Там сыро и темно, надо идти отсыпаться. Завтра воскресенье, но у колхозников рабочий день, который они просидят, большей частью маясь от безделья. Что поделаешь? Страда!
Осторожно меся грязь, Ольга идет впереди, девчонки отстали. Перед ней, маячит высокая фигура, догнав которую Ольга обнаруживает, что это Альгирдас, с которым они всю ночь в поезде резались в карты. Они радуются друг другу как путники, встретившиеся в пустыне. Алик, он так попросил его называть, берет Ольгу под руку, помогая ей в кромешной тьме найти дорогу, о чем‑то ей говорит. У него приятный голос, грамотная речь, заметно, что он опытный собеседник. Его интересно слушать а самой можно молчать. Альгирдас из обрусевших литовцев, сосланных в Сибирь. Его отец – заведующий кафедрой в одном из технических ВУЗов в Белоярске. Мачеха директор промышленного комплекса. Мать умерла, когда ему было тринадцать лет. Альгирдас красив, белозуб и очень эрудирован. Поступил он на стоматологический факультет. С Ольгой они ровесники.