Портрет Гордона Мида. Детектив, триллер
– Нет, не работал!
– Понятно! – и директриса вопросительно уставилась на своего заместителя.
Елена Петровна чуть заметно улыбнулась, и кивнула директрисе.
Стефан Дмитриевич встал, ожидая, когда ему вернут документы.
– Ну, что же, с вами все ясно, – сказала Эмма Исааковна, выдерживая многозначительную паузу, – мы вас берем!
Как странно! После того, что произошло, учитель вовсе не ожидал такого ответа.
В кабинете завуча ситуация, в которую попал Стефан Дмитриевич, несколько прояснилась. Елена Петровна рассказала новому подчиненному о том, что три дня назад скоропостижно скончался учитель географии.
– Как вы думаете, зачем бы нам понадобилось давать объявление, спустя месяц после начала учебного года?
Как‑как? Да, он об этом вообще не думал! – мысль о том, что ему придется работать на месте умершего коллеги, была неприятна. Географ промолчал, но Елена Петровна оказалась проницательной. Заметив выражение лица своего собеседника, женщина заявила:
– Только не вздумайте отказываться! До вас у нас уже были кандидаты, но нам был нужен именно мужчина, который мог бы заместить прежнего учителя. Вы служили в армии, и это хорошо. Наряду с географией вам придется вести военное дело и строевую подготовку, хотя это и не главное. Нам нужен учитель, который будет отвечать за школьный музей геологии. Ни в одной школе страны нет ничего подобного. Покойный географ ездил в экспедиции с детьми много лет, и теперь наш музей являлся гордостью школы. Теперь понятно, почему мы выбрали именно вас?
– Понятно! – и тут Стефан Дмитриевич вспомнил, что забыл поинтересоваться будущей зарплатой. – А сколько я буду получать?
– Не знаю. Адресуйте этот вопрос директору.
– Ну хоть примерно можете сказать?
– Примерно могу, – цифра, озвученная завучем, была гораздо выше, чем ожидал Стефан Дмитриевич. Он слышал о том, что школьным учителям прибавили зарплату, но даже не помышлял о такой сумме. Отказаться от такого предложения было попросту невозможно!
– Медкнижка у вас есть, а все остальное оформите в процессе, – подвела итог беседы Елена Петровна, – программа занятий должна быть где‑то в кабинете. Ну, а на работу выходите с завтрашнего дня. Возьмите ключи, потом отдадите их охраннику!
Стефан Дмитриевич поднялся со второго этажа в кабинет географии. Для того, чтобы попасть туда, ему пришлось пройти сквозь музей, помещением которого служила бывшая рекреация, наглухо отгороженная от коридора стеклянными кирпичами, поверх которых была сварена грубая решетка из строительной арматуры.
Географ всегда считал некорректным отгораживание площадей, построенных для отдыха детей, под разные закрытые помещения, но музей и в самом деле был уникальным. Здесь имелось множество образцов горных пород и минералов. В витринах были выставлены сияющие друзы кварца и полевого шпата, разноцветные куски флюорита, образцы руд и самородных металлов, древние кораллы, окаменевшие животные мелового периода, метеориты, и многое другое.
Музей выглядел потрясающе, но никаких записей, или программ Стефан Дмитриевич в кабинете географии не нашел. В ящиках черного стола лежал обычный учительский хлам: старые тетради, контурные карты, брошюры с тестами, разноцветные кнопки, ручки, линейки, и карандаши. Это обозначало, что новому учителю придется начинать работу, опираясь на слова школьников, и свое умение импровизировать. Ну что же, ему такое не в первый раз!
На обратном пути учитель зашел в библиотеку школы, чтобы взять нужные учебники, и сунулся к директрисе, чтобы уточнить свою зарплату, но быстро передумал. Из распахнутого кабинета доносился яростный крик. Судя по всему, Эмма Исааковна распекала свою молодую секретаршу.
– И часто так? – указывая туда, откуда доносился крик, спросил Стефан Дмитриевич.
– Бывает, – усмехнулся охранник, – я слышал, что вы будете у нас работать?
– Да, попробую!
– Отлично, меня зовут Алексей, – сказал охранник, – для детей Алексей Иванович.
– А я Стефан Дмитриевич! – и мужчины пожали друг другу руки.
Глава 3. Новый географ
После развода с женой у Стефана Дмитриевича осталась однокомнатная квартира в таком удаленном районе Москвы, что по словам его бывшей жены, туда «даже черти редко заглядывают».
Обстановка его квартиры была незатейливой. Стулья, шкафы, кресла, и кухонный стол были разнородными, и имели весьма заслуженный возраст. Исключением здесь были лишь два новых предмета, – огромная кровать, и компьютерный стол, с установленным на нем широкоформатным монитором, многоядерным системным блоком, и другой периферией.
Были в доме и книги, из тех, что оставила при разводе бывшему мужу его жена. Они относились к географическим наукам, психологии, философии, и живописи, которой в молодости баловался географ. Новых книг он не покупал, – тексты для его планшета не занимали места, а платить за них приходилось лишь в исключительных случаях.
Иногда к Стефану Дмитриевичу приезжала Анна, – женщина, которая сыграла в его жизни весьма большую роль. Собственно, из‑за нее он и развелся с женой. Анна тоже хотела развестись с мужем, но так и не смогла сделать этого, испугавшись перемен, которые могли произойти в ее ближайшем окружении. Учитель простил женщине этот поступок, а что ему еще оставалось?
Готовить и убирать в доме приходилось в основном самому, что было учителю не в тягость. Трудился он в двадцати пеших минутах от дома, работу заканчивал рано, студенты колледжа были адекватными, и времени хватало на все. Во время отпуска зарплата географа позволяла путешествовать по Европе и Азии вместе с Анной, которая, как правило, говорила мужу, что ее отправляют в командировку.
Год шел за годом, Стефан Дмитриевич привык к размеренности своей жизни, и был ей вполне доволен. Но настало время перемен, и бесконечные реформы добрались до системы среднего и специального образования.
Зачем узкому специалисту широкие знания? – первой жертвой чиновников стали естественные предметы. Вначале химия, физика, биология, и экология были объединены в общий предмет под названием естествознание, которому было отведено всего два часа в неделю. Вскоре из программы исчез такой предмет, как рациональное природопользование, что сильно отразилось на зарплате Стефана Дмитриевича. Затем последовала очередь географии, которую урезали вполовину для специальностей социальной направленности, и совсем ликвидировали в технических колледжах, почему‑то причислив этот предмет к гуманитарному циклу.
На этом беды географа не закончились. Новым приказом министерства начал сокращаться набор студентов в бюджетные группы. Количество студентов уменьшилось, и Стефану Дмитриевичу сначала пришлось перейти на полставки, а затем и на ее четвертую часть.