LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Сеятель

«Я надеюсь, что у вас все хорошо и жизнь идет спокойно, – продолжал читать мой отец, – у нас же все по‑разному. Как я писал прошлый раз, поскольку дети наши выросли, и Зура стала свободна от старых хлопот, она решила завести себе новые, не сильно отличающиеся от предыдущих. Поскольку дела на моей небольшой швейной фабрике идут хорошо, Зура решила посвятить себя людям и открыть класс для девочек из бедных семей. За время воспитания наших детей она накопила много опыта. Как вы знаете, Зура сама воспитывала и обучала наших детей. И я хочу похвалить мою жену, потому что сделала она это достойно. Я не могу сказать, что с ее классом дела обстоят легко. Люди не особо стремились отдавать своих детей ей в класс. Но поскольку в классе есть бесплатный завтрак и обед, то люди отдали своих детей, чтобы сэкономить деньги на еде. Сейчас в классе у Зуры 23 девочки и единственное, о чем думает моя супруга, это чтобы научить этих детей самостоятельно учиться. Она учит их читать, считать и писать, и часто водит в библиотеку, все больше и больше объясняя, какие знания они смогут получить, и что смогут сделать в жизни, обучаясь сами. Вы же знаете, что моя Зура не могла учиться в школе и все свои знания получила из книг. Теперь она учит этому детей. Но не только этому. Конечно, не только этому! Она учит их терпеливости и трудолюбию, организованности и самостоятельности. Каждый день она проводит уроки труда. Она забирает обрезки ткани из моей швейной фабрики и из мельчайших лоскутов они шьют игрушки, кукол, сумочки и костюмы. Я сам удивляюсь, когда она показывает мне работы своих учениц, насколько изобретателен человек. Даже если у него так мало ресурсов, но так много желания, он может сделать невообразимое. Девочки согласились, что я могу выставлять эти игрушки и куклы в своем магазине на продажу и теперь, на эти небольшие деньги, Зура покупает необходимое в класс. Вчера я впервые посетил ее класс. Айзек, Маша, дети, все, что я сейчас ни напишу, ни одно слово, которое сейчас я выберу, не передаст эту атмосферу, которая царит в классе. Энтузиазм? Этого слова мало. Страсть? Не опишет все, что происходит. Целеустремленность? Слишком бледно и неточно. Детей переполняют чувства и эмоции, детям хочется всего. Они как бурная река, текущая с гор, готовы снести все на своем пути. И Зура, своей терпеливостью и опытом, обуздывает этот стремительный поток, направляет его в русло созидания и вдохновения. Дикий необузданный поток крушит все на своем пути, но мягкое направление такой неимоверной силы дает возможность не расплескать энергию, не утратить силы, а наоборот, приумножить, усилить, создать из маленькой бурной речушки тихую, спокойную, огромную мощь. Расширить русло, углубить его, наполнить не только чистой водой, но и самой жизнью.

Сегодня я каялся перед Зурой и каюсь перед вами. Когда Зура только начинала все это, а я начинал давать деньги, мое жадное сердце скрипело и ныло. Мне было жаль тех крох, которые я отдавал этим детям. Я скряга до глубины души, ты, Айзек, хорошо это знаешь. Деньги я эти давал только потому, что очень люблю свою жену. Только из любви к своей супруге я был готов побороть мою алчность. Теперь, видя этих детей, понимая, насколько сильно они могут изменить мир вокруг себя, сделать его добрее и лучше, мое сердце стало спокойным. Оно отпустило груз жадности. Моя любовь, Зура, не единожды спасала меня в этой жизни. Благодаря ей мое сердце может летать. Какое же счастье, ребята, любить и быть любимым», – окончил свое письмо Махта.

Папа улыбался с того момента, когда Махта написал «я скряга до глубины души, ты, Айзек, хорошо это знаешь», и дочитал письмо с этой улыбкой.

– Похоже, мне придется просить Зуру писать мне отчеты, от Махты этого не дождешься, – сказал папа.

– Возьмешь ее к себе в штат? – скептически посмотрела на него мама.

– Почему бы и нет? – внимательно смотрел он на нее, – она женщина опытная, воспитала пятерых детей, а теперь у нее свой класс. Мне интересно знать все, что знает она. Что за дети к ней попали, из каких семей? Как происходит эта борьба между учителем, учениками и их родителями? Это хорошая тема для диссертации. Возможно, даже для книги. Надо же как‑то делиться педагогически опытом.

– Угу, и опытом боевых искусств, судя по тому, как достался Зуре этот класс, – бормотала Вера, выковыривая вишни из моего кусочка пирога, который я не доел.

– Неужели Махта действительно справился со своим скряжничеством благодаря любви? – недоверчиво переспросил я отца. Он громко засмеялся.

– Махта? Да никогда. Человек вообще не способен справится с такими болезненными вещами. Ему действительно легче, потому что он любит Зуру и делает это для нее. Но от этого жадность точно никуда не девается и с деньгами он с легкостью не прощается. Я отчетливо представляю как он пыхтит, скрипит, охает и вздохает, когда считает каждую копеечку. Зато как он горд, когда может похвастаться, что он меценат. Тем более, что работа Зуры действительно дает результат. Детям из бедных семей придется нелегко без образования. Но если она действительно сможет научить их добывать знания самостоятельно, то Махта прав, они действительно смогут менять мир вокруг себя. Не страдать от давления этого мира, не подстраиваться под него, а менять.

Мы еще долго сидели за столом, обсуждая письмо Махты, пока не пошли спать. На следующее утро я уже сидел за картами. Я давно хотел поплыть к дальним скалам, но никак не мог настроиться. Это было безумно красивое и интересное место, но я не знал, выдержит ли моя байдарка, и справлюсь ли я с управлением.

Я собрал небольшой рюкзак и отправился к берегу, где меня ждала моя верная подруга. На этой байдарке, от острова к острову я плаваю уже два года. Это байдарка моего отца, она пылилась на чердаке больше двадцати лет, потом он отдал ее мне. Погода была прекрасная, было тепло и дул легкий ветерок. Я осмотрел, все ли хорошо с моим плавсредством, и отправился в путь. За несколько часов я обошел ближайший большой остров, на котором был один из крупнейших городов Островов и отправился к полосе из множества маленьких островов. За ними была моя цель. Остров со скалистыми горами. Где‑то с другой его стороны была долина с озером. Я давно хотел посмотреть на это озеро. Когда‑то этот остров был связан с другим большим островом перешейком, но поднялась вода и теперь он стоял особняком. Я отправился на один из небольших островов, перекусить и отдохнуть. Вдалеке виднелась моя цель, окруженная скалами. На скалах гнездились птицы. Шум уже доносился сюда, настолько они были громкими. За это время погода немного испортилась, стало ветренее, но было все так же солнечно. Где‑то вдалеке пролетел поезд над водной гладью. С другой стороны было несколько небольших рыбацких судов, которые иногда вытаскивали сети с уловом. Я сел обратно в байдарку и поплыл в сторону острова. Когда я подплыл достаточно близко, я увидел с одной стороны песчаный берег, и решил плыть к нему. Далеко плыть не хотелось, потому я решил пройти мимо скал. Мне казалось, что течение здесь стало каким‑то другим. Волны становились все сильнее и контролировать их было почти невозможно. Я постарался выплыть из течения и взять другой курс, но было слишком поздно. Я заметил как на меня смотрели рыбаки с ближайшего судна. Моя байдарка была слишком легкая. Ее, как игрушку, подбрасывало на волнах. Все мои попытки вырулить не давали никаких результатов. Я стремительно приближался к скалам. Хуже того, я понял, что скалы были и подо мной, когда почувствовал, как скрипит моя байдарка, черкаясь о них. Я обернулся на рыбацкое судно, чтобы кричать о помощи и увидел, как в мою строну плывет лодка. Это последнее, что я видел, потому что одна из волн высоко подняла мою байдарку, а потом резко опустила ее прямо на одну из скал. Я услышал треск и почувствовал дикую боль. С моей ногой произошло что‑то ужасное. Я практически не мог терпеть боль. К этой боли прибавлялась боль оттого, что рану заливала соленая вода. Я погрузился с головой в воду и увидел, что все вода вокруг была красная. Затем все стало черным. Ни цвета, ни звука, ни ощущений.

Когда я очнулся, вокруг все было очень светлым. Откуда‑то из окна доносился запах свежего воздуха. Рядом послышался женский голос.

– Доктор, он очнулся.

TOC