LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Совершенно простая история

– Чего ты врешь, – Артем только сейчас выпустил рукав пальто, которое она уже сняла. – Меня к нему водила Светлана Витальевна. Они хотели, чтоб я не помогал себе советами на уроках. Но я не дурак, чтобы подводить себя в ответственный момент.

– Артем, он просто психолог и социальный педагог. Он учит общаться и верить в себя. Это он мне сам так говорил, – Детка вполоборота стояла к зеркалу в холле и пыталась между разговором пригладить волосы, которые наэлектризовались от шапки и сейчас торчали почти вверх, хотя мама и заплела ей с утра аккуратные косы, а кончики убрала в пучок на затылке. Дома причёска ей нравилась. – Артем, что ты пристал ко мне с расспросами. Лучше расскажи, как конкурс с лайками.

Артем обрадовался, что она хочет узнать у него новости класса, он сразу раскраснелся и заулыбался:

– Такое было. Никто не голосовал за Пушистую. Но когда подводили итоги, Светлана Витальевна как‑то все узнала. Ленка проиграла и классная заставила её отдирать все жвачки от парт. Но у нас теперь новый конкурс. Настоящий. Светлана Витальевна переделала правила. Ленин писал так: «Я всей душой сейчас с вами в ссылке в Сибири, хотя телом и нахожусь здесь, в Цюрихе, в гостинице». Сочинения великого вождя пролетариата изложены в 119 томах. Прочитать их должен каждый, уважающий себя коммунист. Про конкурс не я ей сказал. Не знаю, как она узнала. Я теперь тоже участвую. Она разрешила всем пользоваться ее ноутбуком, который на столе стоит. Надо сфотографироваться в любимом месте города. Потом они с художницей выберут лучшие фотографии и дадут призы.

– Нормально она придумала. Ты уже сфотографировался?

– Да, – Артем опустил глаза к ее туфелькам. Она уже успела и переобуться.

– Да? А где?

– Тебе какая разница? Что пристала! – мальчик надел рюкзак на плечи, развернулся и побежал в сторону лестницы на второй этаж.

Детка осталась в холле. По щекам у нее мгновенно потекли слезы. Она не поняла, чем обидела его. Пока она плакала и пыталась в мыслях воспроизвести разговор с Артемом, прозвенел звонок. Она с беспокойным сердцем побежала на урок. Первым была литература. Когда девочка подошла к классу, дверь была еще открыта. Она заглянула в кабинет и вошла – учительницы нет. Все первые парты были заняты, поэтому ей пришлось пройти в конец.

Входя в класс, Детка громко поздоровалась с одноклассниками, но никто ей не ответил. Невнятное бормотание, похожее на «привет», издала единственная девочка – Алена Смирнова.

Рядом с ней, кстати, было свободное место, но Детка не решилась подсесть без приглашения. Тем более уже после начала урока.

В кабинет вошла Жанна Валерьевна. Она сразу увидела Детку, улыбнулась и обратилась сначала к ней:

– Здравствуйте. Как хорошо, что вы наконец выздоровели. Мы так давно не виделись. Добро пожаловать в школу, – потом молодая учительница обвела взглядом остальных ребят. – Здравствуйте, друзья мои. Я рада видеть всех вас. Прошу садиться. Я уверена, что на сегодняшнем уроке мы будем продуктивно и с интересом работать.

Жанна Валерьевна была странная. Ко всем ученикам она обращалась на вы, постоянно прерывала речь на стихи, и не продолжала урок, если разгоревшийся с учеником спор не получал логического разрешения. Внешне она не выделялась. Хотя именно хорошеньких учительниц дети любят больше. Среднего роста, худая, как осинка, она носила на глазах фиолетовые линзы и очки в черной матовой оправе. Волосы у нее были короткие и жемчужные. Это если говорить поэтически, на самом же деле просто серые. Жанна Валерьевна любила белые рубашки широкого кроя, брюки с высокой талией и рассуждать про социальный детерминизм, который лучше всего раскрывается в повести Лермонтова «Герой нашего времени». Дети ее любили, хотя чаще всего не понимали, о чем она говорит.

Жанне Валерьевне было 25 лет. Она пришла на работу в школу после аспирантуры в университете на кафедре истории русской литературы. В университете она не только училась, но и читала лекции студентам. А потом внезапно ушла в школу. Мужа и детей у нее не было. Зато было много свободного времени, которое она, с удовольствием, проводила с учениками. На уроках Детка не сводила с нее глаз. Жанна Валерьевна была одним из немногих учителей, которые соглашались тратить свое время и заниматься с ней дома, когда она болела. Ее отец старался оплачивать занятие, но денег она не брала. И каждый раз ему приходилось придумывать все новые подарки, которые бы не задевали ее гордость.

Жанна Валерьевна, стоя у доски, рассказывала о творчестве Антона Павловича Чехова. В историю его жизни и творчества она вплетала морские пейзажи и свои воспоминания о ялтинской набережной и местных жителях.

Детка подняла руку.

Жанна Валерьевна кивнула.

– Я хотела рассказать. Просто мы с родителями тоже были в Крыму. Там и правда живут удивительные люди. Однажды мы пошли гулять. Волны были такие большие, что долетали даже до верхней набережной. Одна волна накрыла меня с головой. Когда она отошла, я увидела мальчика. Он стоял напротив меня…

– Намочило вас, – поинтересовался парень, улыбаясь только левым уголком губ.

Детка тоже улыбнулась, хотя насквозь промокла, и кивнула.

– Потому что зря близко подошли. Море что‑то беспокоится сегодня. Балла 4 уж, – парень кивнул на горизонт, как будто был не школьником, а моряком, который выходил в море полсотни раз.

– Ты вот так, на глаз, можешь определить? – засомневался папа.

– С помехой в полбалла, – приподнял подбородок мальчишка.

Он был одет в белую рубашку, чуть великоватую ему, с большими курсантскими погонами, которые выступали от плеч по сантиметру с каждой стороны. На погонах золотыми буквами было вышиты три буквы МКК – Морской кадетский корпус. Он учился в 8 классе. Загорелый, с выгоревшими кудрями, невысокого роста – он был похож на настоящего моряка. Или мудрого гнома.

– Мы на шлюпках однажды выходили в море в 8 баллов.

– Как? – ахнула Детка. – Вы же ещё дети.

– Во‑первых, мы уже не дети. В море со второго класса можно. Тогда мы, конечно, на якорях стояли. Просто тренировка была. Половина за борт попадали. Их в больницу увезли. А я не упал, хорошо закрепился и выдержал.

Когда мальчишка, опомнившись, побежал навстречу друзьям, Детка попросила отца посмотреть погоду. Шторм был 4 балла.

Обычно на уроке подростки всегда смотрят на говорящего. Оборачиваются к задним партам, крутят головой по сторонам. Пока Детка рассказывала про знакомство с отважным мальчиком‑кадетом, одноклассники смотрели в раскрытые тетради. Только Жанна Валерьевна смотрела на нее. Смотрела прямо в глаза и пыталась поддержать взглядом, как родители пытаются взглядом поддержать детей во время ответственных выступлений.

– А ты была на «Белой даче»? Так называется дом Чехова в Ялте. Сейчас там музей.

Жанна Валерьевна задала еще несколько вопросов и перешла к морской части биографии писателя.

После урока Жанна Валерьевна подозвала девочку к себе, чтобы узнать, как она чувствует себя в школе после болезни. Они поболтали, поэтому из класса Детка выходила последней. В коридоре ее ждала одноклассница. Та самая Алена. С Деткой она никогда не общалась, а сегодня почти весь урок изучала её. Иногда на ее глазах появлялись слезы и тогда она быстро отворачивалась к окну.

TOC