Вам не понять – вы же офицер
Встречный офицер подсказывает направление. Пересекаем железнодорожный подъездной путь, рассекающий надвое складскую зону, поворачиваем налево вдоль складов. Миновав их, справа видим бетонный забор из поставленных на попа аэродромных плит и новенькое здание контрольно‑технического пункта (или, по‑простому, КТП) при въезде в автопарк аэродромной роты.
Через дорогу от КТП, метрах в тридцати от ворот парка, окруженное с трех сторон болотцем, сиротливо торчит здание, в котором по выступающей над воротами кран‑балке узнается авторемонтная мастерская.
Ворота распахнуты. Навстречу никто не выходит. Пара машин рывками (их водители проверяют тормоза) раскатывает вокруг заросшей бурьяном клумбы, разбитой в центре автопарка. В центре клумбы оборудована курилка: пара скамеек, между которыми врыт в землю диск от колеса грузовой машины – типовая армейская «пепельница».
– Сапожники без сапог! – говорю Уточкину. – Со взлетки снег убирают, а в собственном парке за зиму не удосужились сгрести. Глядишь, труп быстрее бы нашелся.
– Найди тут кого‑нибудь. Желательно офицера или прапорщика, – предлагает Уточкин.
В коридоре здания КТП два задрота‑щегла усердно размазывают мокрыми мешками грязь по кафельному полу. Упертые в пол глаза на вошедшего не поднимают.
Офицера (судя по коричневым ботинкам, торчащим из штанин черного технического обмундирования) нахожу спящим на топчане в комнате дежурного по парку.
– Команди‑ир, – окликаю его нежным голосом, – не спи‑и, замерзне‑ешь! Мы к тебе! – И легонько стучу носком своего башмака по подметке.
Офицер открывает один глаз, озирается, приподняв прямые ноги, поворачивается на пятой точке поперек топчана и садится. Не вставая, сквозь смачный зевок представляется:
– Здра‑а‑а‑вия‑а‑а желаю! Командир аэродромно‑эксплуатационной роты капитан Латышев. Меня в штаб дежурный по вашему указанию вызывал, но, как говорится: «Не спеши выполнять – отменят». Вот я и остался здесь, когда узнал, что вы сами сюда идете. Умотался я с этим трупом да с проверяющими нашими бестолковыми.
– А кто сказал, что мы сюда пошли?
– Да тот же дежурный перезвонил, когда вы из штаба вышли.
– Лукавите, товарищ командир. Дежурный у нас не спрашивал, куда мы направляемся.
– А куда вам еще направляться, если не на место происшествия?.. Старый воин – мудрый воин!
– Вроде того старого коня, что борозды не портит, но глубоко не пашет?..
Капитан вежливо хихикает в ответ, закуривает и продолжает о своем:
– Командующий тут с комдивом вчера на ночь глядя час меня, как те старые кони, перепахивали. Орали попеременно. Допытывались, не надоело ли мне служить и не хочу ли я под трибунал из‑за этого Парнеева. Им я не признался, а вам докладываю, что мне так уже тут всё осто***нело, представить себе не можете! Из восемнадцати календарных одиннадцатый год я этой ротой командую. Пять комдивов при мне сменилось. Один из них при мне от комэска до командарма уже выслужился. А я всё на роте упражняюсь. Впрочем, вы меня об этом, наверное, официально допросите. Пойдемте, расскажу‑покажу, что сам знаю.
Подходим к Уточкину. Они с капитаном практически ровесники. Латышев ему снова представляется, докладывает, что прибыл в его распоряжение.
– Здравствуйте, капитан. Как зовут вас?
– Юрий Петрович!
– Мы, Юрий Петрович, хотим, чтобы вы нас с обстановкой в вашем автопарке ознакомили. Где что находится? Кто и чем занимается? Своими мыслями чтобы поделились – как и почему тут труп оказался? Протоколы всякие позже напишем, тем более что тут позавчера милиция что‑то составляла.
– Ну да, что‑то даже я подписывал. Им я тоже, как просили, все рассказал, что знаю.
– Вот и не сочтите за труд, повторите, пожалуйста! Даже когда раскроем убийство, вам не раз повторять придется. На допросах у нас, потом в суде, не говоря про партсобрание, парткомиссию и тому подобное.
– Понимаю, – тяжко вздыхает ротный. – С чего начнем?
– Давайте по святцам криминалистическим, – предлагаю ему. – Как корифеи сыскного дела рекомендуют: от входа слева направо – по часовой стрелке, от периферии к центру. Что у вас тут за сооружения, сараи, склады, боксы автомобильные, что за техника по парку катается и что стоит возле забора?
– Ну, поехали, – начинает свой рассказ Латышев. – Возле ворот – контрольно‑технический пункт. В нем дежурный по парку, назначаемый обычно из солдат и сержантов моей роты, а по выходным или когда полетов много – из офицеров тоже моей роты. С ним службу несут его помощники – три солдата. Три потому, что двое из них, когда полеты в дивизии или кто‑то великий на нашем аэродроме находится, выдвигаются в любое время суток в оцепление и перекрывают две подъездные дороги, ведущие на ВПП, чтобы на нее во время взлета‑посадки какой‑нибудь орел из нашего автобата или соседних войск не выехал. Соблазн, знаете ли, велик у водителей. Все норовят проехать пару‑тройку километров по хорошей бетонке, а не петлять‑ковылять в объезд по раздолбанным гарнизонным дорогам.
Дальше к КТП, стена к стене, примыкают две будки. Это мои кладовые. В одной уборочный инвентарь – ломы, лопаты, топоры, носилки, тачки, грабли, метлы. В другой разный мелкий дефицит для навесного снегоуборочного оборудования и автозапчасти. Они на сегодня нигде не оприходованы, так как я их запасал, снимая со всякой списанной техники, перед отправкой ее на разбраковку. Это я на тот случай докладываю, если вы и сохранностью материальных средств в моей роте заинтересуетесь.
– А дальше что за проем в заборе? – спрашиваю ротного, хотя и так ясно, что отсутствие двух плит вполне целесообразно. На их месте громоздится пятиметровый сугроб, к которому ведут следы снегоуборочной машины.
– Это мы пару плит из забора на зиму извлекаем, чтобы снег не через центральные ворота на дорогу выгребать, а прямиком на пустырь. Там он потом где‑то до июня тает, – подтверждает догадку Латышев. – А дальше у нас кочегарка. Обслуживается солдатом из моей роты, отапливает авторемонтную мастерскую, что за забором, КТП и следующее на нашем маршруте сооружение – бокс автомобильный. Бокс рассчитан на хранение двенадцати машин, но реально не отапливался в этот сезон. Прошлой осенью собирались мы его ремонтировать, но не успели. Морозы рано ударили – систему отопления прихватило. Вреда от этого не случилось, так как машины зимой круглые сутки по аэродрому мечутся, движки неделями не глушим. Предполагаю замечание по поводу перерасхода ресурса и топлива. Замечание принимается!
Мы с Уточкиным при этом молчим, а Латышев продолжает:
– Если за зиму средняя температура минус тридцать, то из‑за нашей нагрузки, когда ворота не успеваем закрывать, даже при хранении машин в боксе и радиаторы размораживаются и двигатели не запускаются. Поэтому перерасход топлива по сравнению с расходами на ремонт всегда признается оправданным.
За боксом виден еще один проем в ограждении, но несколько меньше, чем ширина аэродромной плиты.
– А здесь тоже снег выгребаете за территорию? – спрашивает ротного Уточкин.