Брак по расчёту
– Так, – я в приступе скромности потупил взгляд, – балуюсь.
– Это хорошо! – старуха кивнула. – А хотите, я вам покажу работы моего мужа?
«Ёпрст! Ну, почему я не сказал, что покупаю холсты в подарок любимому племяннику? Или любимому дедушке?».
Пришлось изображать энтузиазм. Ей Богу, воспитанность меня когда‑нибудь точно – погубит!
– Конечно!
Мы снова вышли в прихожую, и хозяйка квартиры открыла дверь в другую комнату, всю, с потолка до пола, увешанную картинами.
– Вот, – произнесла старуха, щёлкая выключателем. – Работы Генриха Романовича.
Я обвёл стены взглядом.
М‑да. Такого я ещё не видел. На меня будто рухнул кусок материализовавшейся тьмы. С лицами, из этой самой тьмы, выглядывающими. Жуткими, уродливыми, тоскливыми. Трудно было сказать – мужчин изображал художник? Женщин? Стариков? Детей?
Белая, изъеденная язвами кожа, огромные, полные ужаса глаза, сомкнутые губы, изломанные, тонущие во мраке, тела.
Вот, собственно и всё. Штук пятьдесят, если не больше, картин, и на всех – одно и то же в разных вариациях: чернота, бледные лица, да извивающиеся в бесконечной пляске фигуры не то лагерных доходяг, не то – мертвецов.
Правда, нарисовано было и вправду хорошо.
Что ещё меня удивило: в этой комнате совсем не было мебели. Даже стульев. Словно тут устроили мемориал.
– Ну, как? – поинтересовалась хозяйка квартиры. – Впечатляет?
– Более чем! – пробормотал я. Вполне искренне.
– Знаете, – сказала она, проходя в центр комнаты, – далеко не все на эти картины могут смотреть спокойно. Вот, скажем, племянник мой. Мужику уже далеко за сорок, в областной администрации работает, на ответственной должности, а в гости ко мне приходит, и бегом – в гостиную. Только бы побыстрей мимо этой двери проскочить.
– Наверное, он этих картин в детстве испугался? – высказал предположение я.
– Да! – старуха с ностальгической улыбкой кивнула, словно рассказывала о милых детских проделках будущего «слуги народа». – До сих пор сюда заходить боится.
«Мне, скорее всего, тоже было бы не по себе» – прикинул я, впрочем, озвучивать эту мысль не стал.
Ещё раз обвёл глазами комнату и неожиданно заметил стоящие у окна, прямо на полу, три холста, написанные совсем в другом стиле. Настолько не похожим на развешанный по стенам экспрессионизм, что я волей‑неволей шагнул вперёд и принялся их внимательно разглядывать.
Это были стилизованные под живопись восемнадцатого – девятнадцатого веков, портреты. Классические портреты – мягкие полутона, безупречная работа кистью, на заднем плане – скорее угадываемые, чем написанные, пейзажи.
И ещё. Если чёрно – белую живопись на стенах обрамляли скромные, в основном – тёмные рамки, то эти работы венчал широкий, с фальшивой позолотой, багет. Уже потемневший от времени.
– Тоже работы вашего мужа? – спросил я, опускаясь на корточки, дабы получше разглядеть картины.
– Тоже, – каким‑то странным, не особо приветливым голосом, подтвердила старуха.
Я вгляделся в искусно прописанные художником лица, и мне вдруг сделалось не по себе. Трудно сказать, в чём тут было дело. Вроде – никакого экстрима, а тем более – экспрессии, все пропорции соблюдены, свет падает правильно, тени ложатся туда, куда им и положено, цвета естественные, полутона безупречные.
И всё же….
Я наклонился к холстам поближе.
На первом был изображён мужчина лет пятидесяти с бульдожьими щеками, толстыми, явно – слюнявыми губами, узким лбом и настороженно выглядывающими из глубоких глазниц маленькими водянистыми глазками. Тройной подбородок почти скрывал под собой воротник белой рубахи и тёмный галстук. Зато был хорошо виден безупречный костюм с каким‑то официальным значком на лацкане. Кажется – с депутатским.
На следующем портрете загадочный Генрих Романович запечатлел хищного типа с костлявым, тем не менее, красивым лицом. Густые чёрные волосы с благородной сединой на висках, чуть кривоватый рот, волевой, выпирающий вперёд подбородок, пронзительный взгляд угольно – чёрных глаз.… Вместо официального костюма – красная водолазка и кожаная куртка.
С третьего холста на меня уставился очкарик со столь отвратительной физиономией, что ещё чуть‑чуть, и его смело можно бы было считать уродом. Жидкие рыжие пряди, прилипшие к потному лбу, бесформенный, усыпанный веснушками нос, полураскрытый рот.
Я оглянулся на хозяйку.
– А это кто? Начальники какие?
Старуха помолчала, затем мрачно подтвердила:
– Начальники, да.
– Ваш муж их на заказ писал?
– На заказ.
– За деньги или по дружбе?
– Не знаю. Он мне ничего не говорил.
Я задумался.
«Если эти картины заказные, то почему заказчик…. ну, или заказчики их не забрали? Хорошо ведь нарисовано, даже здорово! Может дело в том, что здесь всё без прикрас? Никакого гламура, заглаженных морщин и откорректированных лысин?».
– Ваш муж давно умер? – я повернулся к старухе.
– В прошлом году, – она вздохнула.
– Простите, – спохватившись, пробормотал я.
– Да ничего! – хозяйка квартиры отмахнулась. – Все там будем.
– Будем! – оптимистично подтвердил я, вспомнив, тем не менее, присказку одного моего знакомого: «он был настолько крут, что когда слышал фразу «всем там будем», упрямо выпячивал челюсть и бурчал: «ну, это мы ещё посмотрим».
– А больше холстов на продажу нет?
– Увы, – та помотала головой. – Хорошо хоть я эти‑то не выкинула.
– Да, хорошо.
Из подъезда я выбрался, крепко держа в руках перевязанный бечёвкой свёрток. Спустившись со ступеней, аккуратно поставил его на землю, закурил.
Что‑то меня тревожило, никак не отпускало, что‑то мешало радоваться удачной сделке, дескать, молодец – не поленился, позвонил – съездил.
И через пару затяжек, я понял, что именно.
Эти чёртовы портреты.