Доктор Елизов
– Мне он объяснил, что в обычной районной больнице широкого профиля при формальном отсутствии узких специалистов в этой области провести такую уникальную операцию – случай экстраординарный, а значит, он должен стать предметом гласности, – заявляет Юля. – Я тоже считаю, что о людях, сотворивших такое чудо, нужно обязательно сообщить прессе. Короче, телевидение уже приехало и ждёт.
– Взяли в оборот… – я вздыхаю.
– Александр Николаевич! Это моя работа – рассказывать всем о наших успехах, – с неожиданной твёрдостью и спокойствием произносит она. – Поэтому я прошу вас помочь мне выполнить её достойно.
Приходится водить парней‑телевизионщиков по больнице, а потом на камеру рассказывать про суть проведённой операции и объективные трудности. Естественно, подробно говорю о работе персонала, подчеркнув, что наша бригада очень хорошо сработалась и ей действительно сейчас многое по плечу. Наконец прощаемся.
– Я им набросала примерный план, как всё это подавать, и сегодня вечером сюжет должен пойти в эфир, – проводив наших гостей и зайдя ко мне в кабинет, удовлетворённо сообщает Юля. – Так что ждите вечерних новостей.
– Это пусть другие тешатся. – отмахиваюсь я. – Я не любитель смотреть на себя в телевизоре.
– Александр Николаевич, вы не понимаете!.. – с жаром начинает она.
– Юля! Не люблю и точка! А за активность, конечно, тебе мой респект. Распространение положительной информации о нашем учреждении я приветствую.
* * *
Вводная лекция в медицинском университете протекает спокойно. Передо мной сидят человек семьдесят‑восемьдесят. Хотя до сих пор мне приходилось работать с двумя, максимум тремя десятками студентов, такое количество слушателей меня не пугает. Кое‑какой опыт имеется. На удивление, в голову приходят правильные фразы и речевые обороты, будто мне их кто‑то со стороны надиктовывает, а я только воспроизвожу. Очень стараюсь в самом начале правильно сформулировать своим студентам задачи на ближайший семестр. Вообще‑то этот курс должен был читать другой преподаватель, но он срочно уехал в длительную командировку, и меня попросили его заменить. А в зимнюю сессию у этих ещё почти детей мне и экзамены придётся принимать.
В середине второго часа вижу, что сегодняшняя тема практически исчерпана, и решаю оставшееся время использовать для более близкого знакомства с аудиторией.
– А сейчас я готов ответить на ваши вопросы, если таковые у вас в процессе нашего общения возникли, – предлагаю я, догадываясь, что этих вопросов будет много. – Прошу… – и показываю на одну из поднятых рук, принадлежащую юноше нагловатого и достаточно разгильдяйского вида.
Собственно, я не случайно его выбрал. Просто в ходе лекции пару раз, встретившись с ним взглядом, увидел, что в будущем он станет хорошим врачом‑кардиологом.
– Александр Николаевич, а это вас вчера вечером показывали в новостях? – это обращение сопровождается странной ухмылкой.
– Да, меня, но я не понял, какое это имеет отношение к теме сегодняшней встречи.
– Просто мне хотелось уточнить, действительно ли такой известный человек является нашим преподавателем. Спасибо.
– Видите ли, молодой человек, я уверен, основное в подготовке будущего врача делается не преподавателем, а студентом. Преподаватель может быть трижды профессором и ещё дважды академиком, но если сам студент не будет интересоваться своей будущей профессией, толкового специалиста из него всё равно не получится. Причём это не только в медицине, но в других областях человеческого знания.
– А как вы можете говорить про другие области человеческого знания? – второй вопрос звучит уже с места и сидя.
– Могу, поскольку моё первое высшее образование – инженер‑механик, – и, насладившись лёгкой озадаченностью этого юноши, поясняю: – Я заканчивал Военмех, но потом поменял профессию.
Следующим приглашаю спросить ещё одного юношу прилизанного вида и одетого с претензией на элегантность. Его будущее мне видится не в медицине.
– Всё‑таки скажите, а вы действительно тот самый доктор Елизов, о котором так много говорят? – вопрос задан с явным любопытством.
– Я не знаю, кто и что говорит, но мне не известен другой Елизов, – и усмехаюсь. – Только это не значит, что мы с вами поведём разговор о всяких запредельных вещах типа телекинеза или левитации. Ни тем, ни другим я не занимаюсь. Просто свои действительно уникальные способности – а это правда! – я часто применяю в практической работе врача, в том числе и хирурга, коим являюсь.
– Ой, а покажите нам что‑нибудь! – вдруг излишне смело просит смазливая девица со второго ряда. – Ну пожалуйста!
Проводить какие‑то опыты из этой области у меня планов нет, ведь я не знаю, как они будут восприняты молодняком, который наверняка отдаёт себе отчёт в необходимости в конце курса сдавать мне экзамены. Напугаю ещё, чего доброго!
– Не уверен, что вам это сейчас нужно, – и опять усмехаюсь. – Но могу обещать в случае успешной нашей с вами совместной работы в семестре в его конце провести с вами час так называемых психологических опытов, в течение которого вы сможете увидеть много интересного.
– Ой, может, всё‑таки сейчас можно хоть что‑то? – не успокаивается девица, которая, насколько я уже успел её прочитать, в будущем станет заурядным клерком в каком‑то медицинском учреждении.
– Ну хорошо, – я вспоминаю старое упражнение, которое показывал ещё когда‑то Ваньке. – Все сложите руки в замок и положите на столы, чтобы я их видел, – убедившись в выполнении, командую: – Раз! Два! Три! – и щёлкаю пальцами. – А теперь попробуйте разъединить руки.
В аудитории наступает тишина, в которой слышны шевеления и даже сопение. Конечно, присутствующим руки разъединить не удаётся. Они только возят ими по столам.
– Думаю, вы убедились, – говорю я с удовлетворением. Выдерживаю паузу немного ещё, а после этого опять щёлкаю пальцами. – Сейчас они у вас свободны. Освободились? Поднимите руки вверх. Ну вот, вижу… Это называется сеанс массового гипноза. Большего у меня сегодня не просите.
Вздох облегчения слышу реально.
– Я это вам сейчас показал для того, чтобы вы поняли: есть в природе некие ещё не до конца изученные явления, которые надо принимать в качестве реальности. А сейчас наша встреча окончена. До свидания! – и выхожу из аудитории.
* * *
– Ну как? – спрашивает Кирилл Сергеевич, когда я вхожу в его кабинет, вернувшись после лекции на работу.
– Привыкаю, – усмехаюсь и сажусь подле его стола. – Конечно, вести занятия со старшекурсниками гораздо проще. Они уже знают, чего хотят, и поэтому у них другое отношение и к делу, и к преподавателю.