Дорога перемен. Книга первая
– Да, кажется, бро… сейчас пошагаешь, тело согреется, и привыкнешь. Этот февраль на удивление получился теплым. Не то что в том году какой‑то ужас происходил, такое количество снега до этого я только на фотографии видел. Снежная буря замела гараж в полный рост, метра два высотой. В магазин на лыжах двигались, так как трактористы только пропились и отошли после двадцать третьего и просто‑напросто не справлялись, не успевали работать с таким объемом снега – они все дружненько смирились с этим поражением и ушли дальше… в запой.
– Ладно, спасибо за информацию, но что там насчет мая? Всё в силе или как?
– Мы как раз стояли и прикидывали варианты, пока тебя ждали.
– Ну и к чему пришли?
– Это был хороший вопрос, – вспоминает Марк. – Перед нами стоял непростой выбор. Учителя и родители готовили всех к стабильности, которая быстро рухнула в две тысячи восьмом и навсегда изменила мир. Изменила мир, но не наших родителей, которые видели лучшее будущее для своих детей в темноте, отправляли учиться на профессию, которая никогда им не пригодится, они всовывали это под предлогом, что «в жизни пригодится». Спойлер: «Не пригодится!» Все, кто верил в эти сказки, в итоге заканчивали институт – разбивались о серую реальность и шли работать в алкомаркет. Этим людям никто не объяснял, что теории нужна практика, к которой вас не подготовит институт, и без опыта вы никому не нужны. Этот мир устроен крайне просто: если вы сами не подумаете головой, всегда найдутся люди, которые сделают это за вас. А сегодня ум и не надо, чтобы жить. Старик Маркс[1] дал хорошее определение: «Как и опиум, любая идеология «обкуривает мозг», отучает его думать, ведь одурманенную толпу легче всего направлять куда угодно. «Промывка мозгов» – это не фраза из фильмов, а реальность. Людьми манипулируют и загоняют в колесо серой жизни. Будучи загнанным в тупик, человек стремится отдать свою свободу церкви, государству, секте или семье, да кому угодно, лишь бы спасли. Причем чаще всего от самого себя, от своей собственной тюрьмы, а если начинаешь брыкаться, то тебя давит общество. На дворе эпоха выбора без выбора: какая одежда вам будет нравиться, музыка, еда, цвета – это решено корпорациями В наше время за тебя готовы думать все кому не лень. Не знаешь, что делать после школы? Тогда тебе с радостью предложат получить бесполезное высшее или среднее образование. Не знаешь, куда пойти работать? Тогда тебе с радостью предложат самую грязную и неблагодарную работу за копейки. Не знаешь, как купить квартиру со своей зарплатой? Это не проблема, банк с радостью предложит тебе ипотеку и сделает тебя своим рабом на тридцать лет. Разве к такому будущему все так яростно стремились? Разве это жизнь? Наверное, вам стало смешно? Только вокруг никто не смеется, как и эти трое друзей из маленького городка. Они не знали, что их ждет впереди, но отлично понимали, что в своей жизни нужно что‑то менять, пока каждый из них не пошел вниз по наклонной и не сломился под влиянием окружения, взглядов собственных родителей и серой массы, которая даже уверенных в себе людей может сломать, сбить с пути, оставив на обочине мечтать до конца своих дней, вместо того чтобы творить и достигать поставленных целей, которые превзойдут даже самые утопические ожидания, если продолжать верить в свои силы и себя. Природа устроена так, что в любом, даже самом монолитном, обществе появляются нестандартные индивиды – инакомыслящие. Такие люди редко идут в ногу с толпой. Они свободны от предрассудков и всячески отстраняются от устоев и общепринятой морали. В средние века инакомыслие жестоко каралось. Однако сегодня социумы продолжают отвергать и травить тех, кто выбивается из общего ряда – не так жестоко, но всё же. Взять тех же родителей, которые не одобряют вашу жизненную позицию только потому, что она отличается от их собственной. Или коллег по работе. Или сторонников других религиозных взглядов. Любое общество старается сделать нас такими же, как и оно само – подгоняет под существующие стандарты. Если чувствуете себя не таким, как все, это не указывает на то, что с вами что‑то не так. Это значит, что у вас получилось разорвать шаблон, по которому живет большинство. Все великие и успешные люди отличались от общей массы. Думали нестандартно, жили по сценарию, который писали собственными руками. Их основная задача не утопить свой потенциал на дне болота чужой критики, и Марк пытался найти тот социум, в котором ему будет комфортно, и он вдохновлял своих друзей, сверлил им мозг про переезд и возможности долгие месяцы, чтобы те не теряли мотивацию. Каждый из них был в чем‑то хорош по‑своему, и этим качеством они дополняли друг друга, развивали в себе спокойствие и уверенность. Они хотели заработать побольше денег для себя, своих родителей и преуспеть в бизнесе, ведь каждый человек, который находится в своем уме, желает лучшего будущего для своих близких, и эти три товарища не были исключением.
– Чувак, тебе легко говорить, – утверждает Голливуд и смотрит на Мультика. – Ты с детства возишься с машинами и мопедами, и самое главное, тебе это нравится. Ты понимаешь, что это твое, но как ты пришел к этому?
– Я сам выбрал этот наркотик и не могу с него слезть. Вам, чтобы найти дело по душе, нужно пробовать себя в чем ‑то, пробовать и еще раз пробовать, пока не найдете то, что искали, и только с большим опытом за плечами, возможно, вы найдете дело всей своей жизни. По факту при СССР было проще. Человек уже заведомо «знал» свою жизнь: учись, выбери специальность, и тебе дадут работу, где ты создашь «новую ячейку общества» и будешь получать зарплату «за выслугу лет». И такое образование давали нам под сладким соусом светлого будущего. Давали всем нашим дедушкам и бабушкам, мамам и папам. И они ни в коем случае не хотели чего‑то плохого для нас. Только вот… все старые установки, на которых держался мир, рухнули, стали неактуальны, неприменимы к кардинально изменившимся системам образования, любым сферам обслуживания, к поколению пепси‑колы, псевдосвободы и стремления к самовыражению, чтобы прожить жизнь для себя.
– Всё верно, – поддерживает Марк, – и наши родители, к сожалению, не могут понять, почему мы не привязаны к вещам, гонимся за опытом и ощущениями. Почему мы так хотим безбожно много чувствовать. Иллюзия «старых добрых времен» так плотно засела в головы наших родителей, что им сложно понять поколение, которое живет в настолько изменчивом мире, что они просто не были к нему готовы, как и не готовы вкладывать деньги в недвижимость, машины и другие атрибуты роскошной жизни, когда всё это может отнять налаженный механизм бездушной машины, но он не сможет забрать опыт, яркие воспоминия и чувства, которые бурлят в сердцах подрастающего поколения Z.
И, в отличие от них, системе нужна прибыль: она не может перестать расти, иначе она погибнет. А ее цель – это максимальная прибыль. Деньги, в которых заключен труд миллионов людей. Деньги важнее человека – кто бы что ни говорил. Сознайтесь, что за сумму N вы откажетесь от своих друзей, от своих желаний и увлечений и продадитесь с потрохами. С малых лет вы привыкли к тому, что всё продается и покупается, и вы не мыслите иной жизни. Агрессивная реклама брендов сводит людей с ума. Фетишизм всюду: золото, автомобили, элитные водки, косметика класса люкс – а где за всем этим человек?
Человеческие качества и потребности обесценены. Любовь, дружба, уважение, созидательный труд, физическая и духовная культура, непринужденное общение – когда вы последний раз думали не о работе, учебе, покупках и телевидении? Когда вы отдавали что‑то, ничего не требуя взамен? Отсюда пустота и уныние внутри современного человека. Скука – болезнь нашей цивилизации. Человек продал себя, отказался от своих истинных потребностей ради жвачки и иллюзорных благ, навязанных рекламой. Подобно собаке, бегущей по арене за механическим зайцем, он бежит задыхаясь – вот оно, счастье! Так близко, но догнать его невозможно. Механический заяц всегда будет впереди собаки, потому что всегда появляются новые модели автомобилей и шуб, новые духи, новые тренды и бренды.
[1] Карл Маркс (5.05.1818 – 14.03.1883) – Немецкий филосов, социолог, экономист, историк, писатель, поэт, политический журналист и общественный деятель. Автор классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии».