Новая сила. Книга первая
– Перейдем к делам насущным, – Серов улыбнулся краешками губ: Татьяна Иванна, сколько дел у нас на сегодняшний день в прокуратуре?
После секундного замешательства со стула поднялась среднего роста женщина с бюстом самых нескромных размеров:
– На сейчас в прокуратуре 4 дела, еще 2 должны отвезти сегодня.
– А разбой многоэпизодный среди этих двух есть?
– Нет, Владимир Сергеевич, с этим делом пока не успеваем, но сегодня отвезем квартирную кражу групповую.
– А что мешает разбой закончить? – Серов был явно недоволен таким ответом и его голос не скрывал возмущения.
– Владимир Сергеевич, ну поймите, объем дела весьма большой, ошибки сами понимаете недопустимы. К тому же, нас тормозит розыск не давая ответы на поручения, которые мы, между прочим, отправили еще три недели назад при сроке исполнения 10 дней! – с подобием такого же возмущения протараторила женщина.
Ее выпад не остался без внимания со стороны присутствовавших здесь начальника уголовного розыска, в чей огород только что был закинут камень, и начальника криминальной милиции, которому начОУР[1] подчинялся.
Серов подобные склоки и дрязги среди своих подчиненных не поощрял, а давнишняя война следствия и розыска, существовавшая во всех отделах, изрядно набила ему оскомину. Будучи когда‑то простым опером, он сам недолюбливал следаков[2], считая их, за редким исключением, крючкотворцами и кабинетными крысами, но, став начальником отдела, быстро убедился, что подобная грызня мешает работе и стал стараться прекратить ее проявления в зародыше.
Вся суть этой вражды, кстати, заключалась в том, что оперативники всегда себя считали лицом, элитой и главной боевой силой милиции. На их плечах лежала тяжелая, на самом деле весьма тяжелая работа по вычислению и поимке преступников, которых надо было еще и «расколоть» перед тем, как все результаты своей деятельности фактически на «блюдечке с голубой каемочкой» передать в следствие. Они первые беседовали с пойманными жуликами, видя – кто и что из себя представляет, кто врет и лукавит, а кто начал говорить правду. Немаловажно еще и то, что этой правду порой приходилось искать и добиваться очень и очень подолгу, что затрачивало немало моральных сил и требовало большого профессионального искусства. Ко всему прочему нужно еще и добавить отношение преступников к операм – временами приходилось выслушать о себе столько всего «приятного», что даже самое долгоиграющее терпение быстро подходило к концу. Часть пойманных сограждан вследствие своего врожденного хамства и чувства полнейшей безнаказанности, а как следствие – опасности для нормальных людей – просто требовали применения к себе всякого рода незаконных методов ведения дознания. Для таких экземпляров физическое воздействие было столь же необходимым средством, как витаминки для дистрофика.
Нормального человеческого языка они не понимали, убивали, грабили и насиловали, не чувствуя ни малейшего угрызения совести – и как с таким можно еще обращаться, если только не языком кулаков и резиновой палки?!
Идя на вынужденные грубые нарушения закона – нанесение задержанным побоев, иногда по делу, а иногда и нет, опера оправдывали свои беззакония кто необходимостью очистки общества от отбросов и извращенцев, а те, кто окончательно превратились системой в такие же отбросы (или уже придя в милицию такими) просто необходимостью раскрытия преступления – и неважно причастен ли пойманный или нет.
Выполняя такую трудную работу, каждый доблестный сотрудник уголовного розыска, любивший денежную наличность, считал исключительно своим правом решать – отпустить кого‑то за толику малую, а кого нет, даже если предлагали чемодан с деньгами. Те, кого представители уголовного розыска все же решали предать в крепкие объятия правосудия, «передавался» со всеми сопутствующими документами, собранными операми, в руки следствия, которое по замыслу законодателя должно производить допросы, очные ставки и тому подобные следственные действия.
Вся работа следователя досконально описана в Уголовно‑процессуальном Кодексе, и многое, что в ней есть, сильно попахивает бюрократией и бумажной волокитой. Цель всего этого действа, как сказано в законе, – объективное и беспристрастное доказывание вины виновного и невиновности невинного.
Справедливости ради стоит сказать, что и у следователей работка далеко не сахар, поскольку часами сидя на мягком месте, беседовать с законченными ублюдками, а еще и записывать крайне подробно все последними сказанное – совсем не удовольствие. Любая «промашка» следователя может обернуться тем, что многочасовая работа и его, и оперов пойдет прахом.
На собственной шкуре ощущая все эти невзгоды, следователи считали себя властителями уголовного процесса – как запишешь – так и будет в суде, в конце концов в знаменитой фразе «казнить нельзя помиловать» исход всего дела решает одна маленькая запятая.
В случае той самой «промашки» банально «набить морду» с целью выяснения правды подследственному уже не получится – рядом с ним сидит его адвокат. Собственно говоря, многие бывалые жулики умудрялись этим прекрасно пользоваться – дабы не получить у оперов по почкам сверх меры, особо не разбираясь в подробностях – украл именно этот кошелек или нет, подписывали и признательные показания и чистосердечные признания. Попав в кабинет следователя почти непомятым, сидя рядом со своим верным адвокатом, жулик начинал сразу же «идти в отказ» – дескать, меня били безбожно, я и подписал, а на самом деле не грешнее младенца. Если никаких объективных (т.е. не просто слова, а «отпечатки» пальцев и т.п.) данных, подтверждающих его вину отыскать не удавалось, а адвокат являлся в своих делах господином весьма опытным, даже самого законченного негодяя приходилось отпускать. Причем, к сожалению для всех, абсолютно безвозмездно.
Узнавая о чем‑то подобном, опера начинали обвинять во всем «прогнивших» следователей, поскольку те отпустили законченную мразь, а еще и денег взяли и не поделились.
В ряде случаев они по уже сказанным выше причинам заблуждались, а иногда дела обстояли именно так, как они и думали. В любом случае, представители следственных подразделений на таковые обвинения, высказанные чаще всего в неформальной обстановке, надрывая голос, кричали, что все произошло от неграмотности самих оперов, которые необходимые детали и нюансы не выяснили, там не доработали, здесь не дожали, а в итоге все получилось, как получилось – коту под хвост.
И опять же иногда в своих обвинениях они были правы, а иногда это являлось просто защитной реакцией, и эту показушную роль надо было отыграть от начала и до конца так, чтобы сам Станиславский сказал «верю».
Почти каждый рабочий день приносил для этого противостояния очередные поводы и факты – разбираться в конкретной сложившийся ситуации объективно никто из участников, естественно, не желал, а претензий и упреков с обеих сторон высказывалось множество…
…От приступа гнева лицо начальника уголовного розыска сменила гримаса – глаза вылезли из орбит, он уже открыл рот, готовый разразиться нелестной тирадой в адрес «грудастой сучки», как он за глаза иногда называл начальницу следственного отделения, но его опередил Пахомов, выпалив политически сдержанное:
[1] Начальник отделения уголовного розыска районного отдела внутренних дел; непосредственно подчиняется начальнику КМ, т.е. криминальной милиции
[2] следователей