Огонь, вода и медные гроши. Обещать – не значит жениться
Все помещение мастерской Юры занимало не больше двадцати квадратных метров. Но зато оно располагалось на огороженной территории бывшего завода, нынче прекратившего свое существование почти полностью. От былых производственных мощностей ничего не осталось. И цеха были сданы в аренду большим и малым частным предприятиям, занимающимся чем угодно, но совсем не тем, чем занимался прежде сам завод электронного оборудования.
В одном из бывших подсобных помещений завода и нашел себе приют молодой художник. Впрочем, Юре было уже явно больше двадцати. А густая черная борода добавляла ему еще лет. Пора уже было двигаться дальше. Но художник считал, что большего ему от жизни и не надо. Только бы у него было место, где можно спокойно работать, чтобы никто не стоял над душой, не подгонял и не указывал.
В мастерской стояло несколько станков, некоторые из которых Юра сделал своими руками.
– Это лобзик, им удобно распиливать заготовки на небольшие кусочки. Режет кость и железное дерево. А это фуган. А это вот моя гордость – комбинированный станок.
Как видели подруги, все станки в мастерской были либо списанные за старостью, либо собранными такими же умельцами, как сам художник. Да, Юре для счастья нужно было совсем немного. Только возможность спокойно работать и делать те вещи, которые нравились ему самому.
– Такое горе, что Диана умерла. Я был сильно к ней привязан.
– Вы ее любили?
– Она много помогала нам с мамой.
– В самом деле?
– Диана умела быть щедрой с теми, кто ее окружал. Помню, какую горечь я ощутил, когда мама сообщила мне о случившемся. Мама плакала, я вполне ее понимаю.
– Значит, Диана была к вам с матерью добра?
– Именно она это помещение под мастерскую для меня нашла. Со мной никто не хотел иметь дело, а она в два счета нашла это место. И все станки я купил за ее счет. Это она посоветовала мне сделать в Интернете собственный сайт и выставить там свои работы. Это мне помогло. Многие мои клиенты узнали обо мне именно из Интернета. Диана взяла организацию сайта на себя. Думаю, что она заплатила человеку, который все и сделал. Я очень многим ей обязан. Не думайте, что я этого не понимаю.
Подруги заверили его, что они ничего такого и не думают.
– Но нас интересует флешка, которую вы сделали для Дианы.
– Я сделал чехольчик. Сама флешка была заводская, я купил ее в магазине.
– Она была пустой?
– В смысле?
– Без всякой информации на ней?
– Ну конечно! Купил, чек получил, полный порядок.
– Да, мы понимаем. Но знаешь, Диана очень переживала, когда эту флешку украли. Просто убивалась, что она не сможет показать ее Петеру.
– Кому?
Юра выглядел рассеянным. Он явно не понимал, о чем идет речь.
– Вы не помните, как договаривались с Дианой о том, что она покажет вашу работу своему знакомому в Москве?
– Кому?
– Владельцу художественной галереи – Петеру Баухману.
– А‑а‑а… да‑да, в самом деле, – рассеянно откликнулся Юра. – Да, теперь припоминаю, она упоминала о чем‑то таком. Но я не придал значения ее словам.
– Не придали?
– Нет. Чехол для флешки я сделал специально для Дианы. Это был мой ей подарок. Своего рода компенсация за ее хлопоты и… материальную помощь.
Теперь Юра выглядел здорово смущенным. Но, помявшись, он все же продолжил:
– Понимаете, я никогда бы не смог вернуть Диане те деньги, которые она вложила в меня, в оборудование, в мастерскую. Но зато время от времени я делал для Дианы особые вещи. Не под заказ, а от души. Она очень ценила мои работы. Для ее портрета я сделал раму. Для письменного стола ее мужа вырезал накладки на двери в виде рыцарей. Ну, и еще что‑то такое по мелочи. Например, этот чехол для флешки я подарил Диане заранее к Новому году. Стильная штучка, Диане она пришлась по душе.
– Вы сделали подарок Диане заранее?
– На Новый год они с мужем всегда уезжают за границу. Я боялся не успеть. А после праздника подарок уже не нужен.
Подруги задумчиво смотрели на художника. Выходит, флешка была Диане подарена, а вовсе не передана в качестве демонстрационного образца. Тогда почему Диана так расстроилась и даже испугалась, обнаружив исчезновение флешки? Юра совсем не ждал, что эта работа перевернет всю его жизнь, мгновенно вознеся к вершинам славы и богатства.
Да и вообще, как могли судить подруги, сам Юра к таким вершинам отнюдь не рвался. Его вполне устраивало то, что у него уже было. Молодой человек выглядел вполне счастливым и довольным своим крохотным бизнесом, который тем не менее приносил ему самоудовлетворение и кусок хлеба. О том, что хлеб может быть не черным, а белым, да еще с маслицем и колбаской, этот простофиля явно даже не задумывался.
– Значит, вы просто подарили Диане эту флешку?
– Саму флешку я купил в магазине. А чехольчик под нее вырезал из кости.
– Мы можем на него взглянуть?
Юра даже не спросил, зачем это нужно подругам. Он кивнул и сказал:
– У меня есть эскиз и фотографии.
Эскиз был выполнен простым карандашом с указанием всех размеров, он показался подругам скучноватым. Но даже тут они могли оценить точность линий и красоту рисунка. А на фотографиях чехольчик выглядел куда лучше.
Фотографий было много. Первая демонстрировала начало работы мастера. А началось все с маленького брусочка бивня слона, лежащего в окружении мотка золотой проволоки, кусочка перламутра и нескольких разноцветных камешков. Дальше брусочек обретал овальную форму, украсился головой змеи. Пока еще в черновом варианте, но уже привлекающим взгляд.
Потом вырисовалось и само изгибающееся тело, по нему побежал тончайший узор золотой чешуи, возникли и обозначились рубиновые глазки.
– Я всегда делаю поэтапные снимки своей работы, чтобы ни у кого из заказчиков не возникло бы сомнения, что вещь эксклюзивная и сделана вручную. А то ведь сейчас столько разных станков изобрели. Такую красоту на них делают, только ахать успевай! Иной раз только опытный глаз и отличит работу.
Подруги смотрели на очаровательную змейку, которая, казалось, задорно им подмигивает, и думали о том, что никакие станки никогда в жизни не заменят тепла живых человеческих рук.
– Нам очень нравится твоя работа, – искренне похвалили мастера подруги. – Ты просто молодец! Великий мастер!