Роковой подарок
Марфой звали Лёлину дочку, и она была… нездорова. Маня никогда не могла запомнить, как называется сложная болезнь нервной системы, какой‑то синдром. В прошлом году Марфа была совсем плоховата, и Манина тётя Эмилия, знаменитый на весь Питер экстрасенс, её лечила.
Потом тётя погибла, и Марфа осталась без помощи. Но Мане казалось, что дело идёт, девочка стала общаться, полюбила Маню и Манину собаку и как‑то… доверилась[1].
Лёля никогда не отпускала дочь от себя.
– Марфа в Пушкиногорье, – радостно сообщила Лёля. – Мы нашли такого отличного педагога, представляешь? Она собирает таких сложных детей и волонтёров из родителей и везёт всех в Шаробыки, это село такое! И Марфа поехала.
– Одна?! – поразилась Маня.
– Нет, я отвезла, конечно. И оставила, мне кажется, ей там понравилось.
– То есть у тебя полноценный отпуск?
– В первый раз за всю жизнь, – призналась Лёля. – Я дома, когда одна осталась, вообще не знала, куда деваться! И что нужно делать, когда делать ничего не нужно!
Маня засмеялась:
– Я доем последнюю? Ты не будешь?
– Доедай, конечно! А потом вспомнила, что ты меня звала, и приехала. Ничего? Или ты меня просто так звала?
– Ничего не просто так! – Сытая Маня откинулась на спинку стула и вздохнула. – Я очень рада! Особенно, что не шарахнула тебя по голове.
– Расскажешь? – осторожно спросила Лёля.
– Пойдём на улицу.
Уже совсем вечерело, было прохладно, и на поручнях террасы лежала роса. Волька скатился с крыльца, помчался по дорожке и пропал в сумерках.
– Скоро можно будет купаться, – сказала Маня, помолчав. – Тут чудная речка, называется Белая. Она и правда по утрам белая, когда над ней туман. И мне нравится, что дважды в день на моторке проходит егерь и следит за порядком. Заповедник!..
– Принести тебе чего‑нибудь накинуть?
Маня кивнула.
Лёля вернулась с курткой и телогрейкой для Мани. От телогрейки прекрасно пахло сеном и немного дымом – Маня в ней разводила огонь в уличной печке.
– А у этого дядьки, которого застрелили, не сад, а парк, самый настоящий. И пристань с катерами. Я всё представляю себе, как его жена приезжает домой, а там…
– Манечка, не плачь.
– Я стараюсь.
Маня принялась рассказывать, должно быть, в пятнадцатый раз за невозможно длинный сегодняшний день, как приехала, как её поразило обилие списков Серафима Саровского, как в саду они разговаривали с хозяином, и Максим говорил, что не хочет жить в Москве. Как она заметила движение в кустах, а потом услышала сухие щелчки и ничего не поняла поначалу.
Лёля слушала внимательно и сочувственно.
– Понимаешь, он сказал, что каждый день, зимой и летом, ходит именно по этой дорожке к пристани, это его обычный маршрут. То есть подкараулить его там ничего не стоило! А с другой стороны, кто мог знать, что именно в этот день в доме никого не будет? Что садовник не ковыряется в саду, водитель не надраивает капот, а жена не занимается йогой на лужайке?
– Она занимается йогой?
– Откуда я знаю!
Они помолчали.
– И ещё он позвал кого‑то по имени, но я не могу вспомнить! Ну, никак! Может, узнал? Волька бросился, и тот человек убежал. Он забежал за дерево, прицелился и выстрелил? Два раза! Раневский сказал, что нашёл место, откуда стреляли.
– Кто такой Раневский?
– Следователь. Он меня как раз отпустил, не посадил в тюрьму. Хотя мог.
– Брось ты, Маня.
– Нет, я не понимаю. Не могу себе представить.
Маня стала ходить по террасе туда‑сюда.
– Вот мы идём. Убийца ждёт в засаде. Так? Понимает, что Максим не один, с ним кто‑то ещё. Убийце нужно Максима подманить поближе, или он может промахнуться и попасть в меня. Да?
– Маня, я не знаю.
– Он начинает шуметь, чтоб привлечь внимание, собака брешет, Максим идёт, чтоб посмотреть, кто там, убийца забегает за дерево, целится и дважды стреляет. Похоже?
Лёля беспомощно посмотрела на неё.
– Нет, – Маня покачала головой, – не похоже. Очень много лишних движений! Сначала некто караулит в кустах, потом выходит, потом отбегает обратно в лес и уже оттуда стреляет, а тут ещё моя собака!.. Мне показалось, что человек в лесу вскрикнул, то ли от испуга, то ли Волька его всё‑таки цапнул. Что‑то тут не так.
– Манечка, всё не так! Это же… убийство.
– Вот именно. Пойдём спать, Лёлик, мне завтра с утра за работу. Ты меня прости, но тебе придётся как‑то самой развлекаться. Я писать должна.
– Ой, я с удовольствием, – отозвалась Лёля, – поразвлекаюсь на лежанке с книжечкой! Или в саду посижу. Сидеть одной в саду – это же счастье, Маня. Тебе не понять.
– Это то‑очно, – протянула Маня. – Где уж мне.
Маню разбудил телефонный звонок, прервав наконец‑то тёмный ужас, который снился ей всю ночь.
Она махом села в постели и ошалело посмотрела вокруг.
Ничего не происходит. Стены не рушатся, из подпола не лезут чудовища, в окна не ломится нечисть. Звонит телефон.
– Господи Иисусе, – пробормотала писательница Поливанова, нашарила трубку и нажала кнопку. – Алё!
Звонил тот самый Роман Сорокалетов, давний приятель, который познакомил Маню с Максимом Андреевичем. Он что‑то быстро и напористо говорил, Маня почти ничего не разобрала, пытаясь прогнать из сознания чудовищ.
– …Сможешь? Маня, ты слушаешь меня?
– Нет.
[1] Татьяна Устинова. «Судьба по книге перемен».