Сокровища Артека, или Тайны Чёртового домика
Дети молчали и удивленно смотрели на вожатого. Да пусть он сам пробует ни с того ни с сего «договориться»! Что за чушь? О чем договариваться?
– Чего сидим? Почему молчим? – спросил Ваня.
– Так не понятно, что делать, – начал Саня.
Даже его всезнание об Артеке не помогло ему. Было видно, что он впервые в такой ситуации. По–видимому, в предыдущих сменах таких «договоров» не было.
– Как же не понятно? – наигранно удивился вожатый. – Я же сказал – договаривайтесь!
– С кем? И о чем?! – развел руками Саня.
– Вот! – Ваня многозначительно поднял указательный палец.
Дети замерли. Интересно, что он хочет всем этим сказать?!
– Как только не о чем договариваться, вы и не спорите, а как только появляется выбор – вы начинаете спор, который может перейти в конфликт.
Дети смотрели на вожатого удивленно. По глазам и лицам ясно – они не понимают его. Слишком сложные слова он говорил детям, и он это понял.
– Поясню, – сказал Ваня. – Когда у вас нет выбора, то и договариваться вроде как не о чем. Как сейчас.
Дети согласно закивали. В глазах появилось понимание.
– То же происходит, когда выбор не велик, – продолжал вожатый, – когда есть одно или два предложения. Но когда выбор большой, что называется «глаза разбегаются», очень пригодится умение договариваться, потому что невозможно выполнить все! Необходимо, чтобы хотя бы что–то одно из множества предложений было исполнимо. Но при этом, чтобы не было обиженных!
Ваня сделал паузу и окинул взглядом присутствующих детей. Все молчали и было видно, что задумались.
– А теперь на фоне всего услышанного попробуйте договориться! И договориться о конкретном, а именно, чем мы сейчас, после игры, займемся?!
Какое–то время дети молча сидели и переглядывались. Первым решился Саня:
– Предлагаю – экскурсию по Артеку! Поверьте – это интересно!
Дети подозрительно посмотрели на Саню и на вожатого, но промолчали.
– А я согласен с Саней! – решил поддержать Вадик.
И вдруг в комнате как будто взорвалась бомба. Все заговорили, загалдели, зашумели. Вадик даже решил, что это он… как это? – спровоцировал! – этот шум и гам. Даже стало как–то неприятно. Но прислушавшись, понял, что он здесь не при чем. У каждого были свои взгляды, и теперь каждый хотел высказаться. Ребята говорили громко, но не кричали, как показалось сначала. Говорили коротко и по существу.
После пяти минут разговора ребята пришли к единому решению – идти на экскурсию по Артеку. Даже голосовать не пришлось, хотя такое предложение было.
– Вот и хорошо! – улыбнулся вожатый. – Вы научились договариваться и идти на компромисс.
Дети удивленно заморгали – они не знали, что такое «компромисс». Вожатый это понимал, но пока объяснять не стал.
– У нас уже осталось мало времени, – продолжал Ваня, – поэтому надо торопиться. У вас есть пять минут, чтобы собраться возле корпуса!
И дети побежали. Они толкались в дверях, шумели.
Вадик изумленно наблюдал за этим со стороны. Он почувствовал, что в нем что–то изменилось, но так и не смог понять, что именно. И ещё было не понятно – когда произошли все эти изменения.
8
Через пять минут дети отряда стояли в дружном строю по парам. Вожатый улыбнулся и громко сказал:
– В Артеке не очень любят ходить строем, но если вы настаиваете…
Дети вновь загалдели, и отряд превратился из строя в небольшую организованную группу.
– Вот это другое дело, – улыбнулся вожатый. – Я стану в центр, чтобы вы все меня слышали. Только давайте немного пройдём вперед, к площади.
Отряд переместился от Красного корпуса к Жёлтому. Дети дали возможность стать вожатому в центре группы и притихли. Вожатый начал свой рассказ.
– Сейчас, ребята, мы находимся на том месте, где начинался наш Артек. Вот здесь, – вожатый обвел рукой площадь возле Зала Дружбы, – стояли шесть брезентовых палаток. Дети первой смены приехали сюда лечиться от туберкулёза. Кто‑нибудь из вас знает, что такое туберкулёз?
– Болезнь лёгких, – подсказала Машенька.
– Верно! – одобрил Ваня. – Причём, смертельно опасная болезнь. Поэтому создатели первой смены в Артеке очень рисковали. Но риск оправдался! Многие дети выздоравливали прямо на глазах! А кто знает, когда день рождения Артека?
– Ну это просто! – тут же отозвался Мишка.
– Ну–ка, ну–ка! – улыбнулся Ваня.
– 16 июня 1925 года! – отчеканил Миша.
– Верно!
– Откуда знаешь? – тут же спросил Славик.
– Так вон на камне дата выбита! – хихикнул Мишка.
И действительно, рядом с корпусом Изумрудный была расположена плита, на которой красовалась надпись: «16 июня 1925 года состоялась первая артековская линейка».
– А это что? – спросил Славик и чуть не нырнул в бассейн фонтана.
– Это медвежий след!
– Да ладно! Таких медведей не бывает! – возмутился Славик.
– А след медведь оставил однажды зимой, когда детей не было, – как ни в чём ни бывало продолжал Ваня.
– Какой медведь? – громко и удивленно спросил Вася. – Здесь что, медведи водятся?
На него все зашипели, и он замолчал.
– Научитесь не перебивать, – улыбнулся Ваня. – То один… то другой… Возможно, в течение рассказа вопрос исчезнет сам собой, а если все же будет что–то непонятно, вопросы можно будет задавать во время пауз. Я так многозначительно замолчу, – вожатый замолчал и сделал умное–умное лицо, – вот тогда и задавайте вопросы. Поняли?
– Угу, ага, ну–да, – нестройно ответили дети.
– Что–то я не расслышал, вы поняли?
– Да–а–а! – хором закричали дети.
– Так вот этот след оставил во–о–он тот медведь! – сказал вожатый, показывая на Аю–Даг.
Дети смотрели то на Медведь–гору, то удивленно на вожатого, то вновь на гору.
– Да, ладно?! – не выдерживает Семен. – Этого не может быть!
– Да–да! – улыбается вожатый. – Однажды ночью, пока в Гурзуфе все спали, медведь решил лапы поразмять, вот и оставил след. Смотрите, какой косолапый!