Тегеран-82. Начало
Мой папа стоял в первом ряду, почему‑то красный, как рак. Я вспомнила его историю про хор и испугалась, как бы его и сейчас не выгнали.
Но хор бодро запел частушки, и мой папа был ничем не хуже остальных.
Я подумала, как прекрасно выступать в камерных залах (выражение Катьки!). В узком коллективе главное желание выступать, строго никто не судит. И это очень полезно для самооценки.
Сверяясь с листочками в руке, певцы пели смешные куплеты, каждый из которых был посвящен лично каждой из дам нашего бимарестана.
Упомянутые дамы рыдали от хохота и восторга. Я тоже плакала – от смеха, от любви к Грядкину, от того, что у меня красивое платье, что я лучшая из шахинь и от того, что даже в Тегеране бывает 8 марта. Я чувствовала себя пьяной, хотя веселящей газировки тогда еще не пила.
Мужскому хору потом долго хлопали и выпивали за его творческие успехи и здоровье его муз. Слова частушек, как выяснилось, сочинил Грядкин, в чем лично я даже не сомневалась. За автора куплетов тоже поднимали тосты и желали ему новых вдохновений.
Перед тем, как мама увела меня спать, папа рассказывал присутствующим про ритуал самобичевания в день великой скорби «шахсей‑вахсей» (см. сноску‑1 внизу).
– По улицам всех иранских городов идут траурные процессии, – говорил папа. – Мужчины толпами идут по улицам и в ритме барабанной дроби ударяют себя по плечам железными цепями с криками «Шах Хоссейн, вах Хоссейн!», а женщины стоят на обочине, рыдают и бьют себя кулаком в грудь. Этот ритуал символизирует раскаяние и скорбь жителей Куфы, которые предали имама Хусейна, отвернувшись от него в трудную минуту.
– А зачем они его предали? – спросила Лешкина мама.
– Светуль, ну это история из Корана, как из Библии, – ответила за папу Максова мама тетя Инна. – Там все всю дорогу кого‑то предают.
– Да, Инночка, ты права, – согласился с ней мой папа. – Это общемусульманский ритуал, признаваемый и суннитами, и шиитами. Настоящее название у него арабское – Ашура, а «шахсей‑вахсей» его американцы прозвали, им так слышатся выкрики скорбящих. Отмечается Ашура не по иранскому солнечному календарю, а по общемусульманскому, лунному, поэтому, в отличие от шиитских праздников, и попадает на разные иранские месяцы. Особенно потрясает это зрелище в священном Куме, он весь превращается в сплошной поток скорбящих с цепями. Рыдают там круглосуточно, а траур носят 40 дней, хотя десяти вполне достаточно. В этом году начало Ашуры попало на 2‑е марта, так что уже начали.
Больше всех удивлялись папиному рассказу незамужние медсестры:
– А вот наши мужчины не станут себя истязать даже ради родной жены, не то, что ради какого‑то святого! – сокрушалась тетя Тамара из гинекологии.
– Ну, ради жены уж точно не станут, – соглашалась с ней тетя Таня. – Ради святого, пожалуй, тоже. Но вот ради кого‑нибудь живого и властного вполне могут. Наши мужики – по сути своей рабы!
– Танюша, – перебил ее мой папа, – хоть сегодня и женский день, но все же пощади нас. Валя уже сделал вам подарок, хочешь, я тоже сделаю? Организую экскурсионную поездку в Кум и Исфахан. Посольство запретило, но я договорюсь. И автобус возьмем наш, бимарестанский, с красным крестом. В нем нас никто не тронет.
– Мы давно мечтаем об этом! – оживилась тетя Нонна, медсестра при рентгенологе, местные называли ее «сестра‑рентген». – Устали уже просить! Там старинные дворцы, мечети, серебряная чеканка! А в Тегеране и старины‑то никакой нет, одни шахские развалины из новейшей истории!
– Да, а то сидим тут как клуши! – поддержала сестру‑рентген ее подруга по прозвищу «сестра‑клизма» – медсестра кабинета гастроэнтерологии тетя Валя.
– Договорились! Сейчас дни скорби закончатся и отправимся. Обещаю!
У меня уже слипались глаза, но я успела спросить:
– А меня возьмете?
– Куда ж мы без тебя, шахиня ты наша! – ответила мне тетя Таня, а остальные ее поддержали.
Укладывая меня спать, моя мама проворчала:
– Везде успевает этот дон Хуан Грядкин!
– Почему дон Хуан? – удивилась я. – И куда он успевает?
– Вырастешь – поймешь! – отрезала мама и пробормотала себе под нос: – Не надо было пить эту газировку, болтаю лишнее.
Наутро я обнаружила своих четверых друзей столпившимися вокруг Артура, родственника нашего дяди Коляна. Артур что‑то увлеченно рассказывал, бурно жестикулируя, остальные радостно гоготали. Как только я приблизилась, мужская компания подозрительно быстро затихла.
– У вас от меня секреты? – обиделась я.
– У нас мужские разговоры, – важно заявил Артурчик. – Женщина не все должна слышать, у мужчин есть свои дела.
– Это у вас женщина не все должна, – еще больше обиделась я, – а у нас равноправие!
С этими словами я гордо удалилась в другой угол двора, хотя над чем смеялись мальчишки, знать мне очень хотелось.
Скоро мне удалось подманить маленького Сашку, который присутствовал при «мужском разговоре»:
– И над чем вы там ржали? – сурово спросила я на правах старшей.
– Что я за это получу? – деловито осведомился ангелоподобный мальчик, отлично натасканный своим старшим братом.
– Я дам тебе скейт, – я знала, чем подкупить Сашку.
– На сколько? – уточнил мой информатор. – И когда?
– На час. Как только твои пойдут на операцию.
– По рукам, – важно согласился пятилетний Сашка. – Ржали, что вчера Грядкин целовался с нашей балериной.
– С тетей Таней? – изумилась я.
– С ней, – согласился Сашка. – После банкета дядя Колян велел Артуру пойти проверить, везде ли выключен свет. Артур поднялся на последний этаж, свет выключен, никого нет, только эти двое в темноте возятся. Они его даже не заметили, а он все подсмотрел… Больше ничего не скажу! – вдруг прервал сам себя мой информатор. – Даже за скейт! Правильно Артур говорит, не женское это дело!
– Ну и не надо! – неожиданно для самой себя разозлилась я. – Все равно я в это не верю!
Я и впрямь решила верить только любимому и своему сердцу, как это делала шахбану Фарах.
Сноска‑1:
Павла Рипинская, эксперт по Ирану, писатель, журналист, блогер: