Веление души
– Это «Дерево желаний» – скульптура, подаренная Петрозаводску шведским городом Умео, – поделилась я с мужчиной своими знаниями, полученными при изучении списка Дианы обязательных к посещению мест Петрозаводска и Карелии. – По замыслу автора скульптуры, если прошептать своё желание в ушную раковину, прикреплённую к дереву, оно непременно сбудется.
– Скупость шведов не ведает границ, – пробурчал себе под нос Лев, разглядывая расположенную на дереве, на уровне головы человека среднего роста, большую ушную раковину. – Золотая рыбка исполнила три желания старика, щука – ещё больше желаний Емели, а это шведское бревно со скворечниками исполняет всего одно.
– Зато сокровенное, – возразила я мужчине и прошептала в искусственное ухо своё желание, загадав, чтобы это путешествие прошло успешно, и по его завершению Лев вновь научился смотреть на мир в радужных тонах.
– Вы действительно верите в подобные суеверия?! – усмехнулся мой подопечный. – Может, вы и в Деда Мороза верите, и в вечную жизнь после смерти?
– Всегда нужно верить во что‑то светлое и надеяться на лучшее, – ответила я Льву, вернувшись к его коляске.
Рассчитывая, что следующий арт‑объект понравится мужчине больше, я вывезла Льва обратно на каменную набережную и остановилась у расположенной у воды изящной скульптуры, состоящей из двух схематично выполненных из металлических прутьев фигур, которые забрасывали в Онежское озеро ажурную сеть.
– Это скульптура «Рыбаки», ставшая первым установленным на набережной Петрозаводска арт‑объектом, подаренным городу кубинским скульптором Рафаэлем Консуэгра, – пояснила я мужчине. – По идее скульптура, этот памятник представляет собой русского и американского рыбака, осуществляющих совместный труд по закидыванию в озеро сети.
Будучи заинтересован весьма необычной скульптурой, Лев довольно долго её рассматривал, вглядываясь в лица металлических «Рыбаков», после чего, наконец, нарушил молчание и скупо изрёк: – Стрёмные они какие‑то, особенно американец. Сразу видно, замышляет недоброе, думая стащить у русского сеть, а то и весь улов.
– К слову, петрозаводцы называют эту скульптуру «Карельские терминаторы» или «Борющиеся с паутиной дистрофики».
– Точно! Терминаторы‑дистрофики. Теперь я понял, на кого похожи эти железяки.
Оставив «Рыбаков» забрасывать в многоводную Онегу металлическую сеть, я повезла Льва далее по набережной, остановившись у другой железной скульптуры, расположенной возле изумрудного газона и раскидистых берёз.
– А эта композиция современного искусства называется «Тюбингенское панно», состоя из закреплённых в земле и устремлённых в небо шестидесяти одной мачты различной высоты. Скульптура была подарена Петрозаводску немецким городом Тюбингеном, являясь наиболее загадочным арт‑объектом во всём Петрозаводске. В некоторые из металлических мачт скульптуры вмонтированы восемь камней, собранных в исторических местах Тюбингена и Петрозаводска. Мачты символизируют многовековую историю двух городов, а также воспоминания об их тесной дружбе.
– Ну, тут хотя бы всё понятно. Выпившие после рабочей недели немцы пытались собрать очередной «Мерседес», но что‑то пошло не так, и у них получилась эта загадочная хрень. Всегда знал, что современное искусство очень переоценено.
– Считается также, что эта скульптурная композиция отображает неповторимость человеческих судеб, олицетворяемых непохожими друг на друга мачтами, однако, даже авторы «Тюбингенское панно» не дают точного ответа на вопрос, что именно символизирует их творение.
– Конечно, не дают. Уверен, немцы настолько набрались баварского пива во время труда над своим гениальным творением, что даже не помнят, что хотели этим сказать.
– Петрозаводцы называют данную композицию «Памятник набору отмычек» или «Смерть парашютиста».
– В принципе, оба варианта хорошо подходят, но сдаётся мне, что это вовсе не мачты, а удочки кубинских терминаторов‑дистрофиков.
Оставив ироничное предположение Льва без ответа, я отвезла его далее к высокой авангардной скульптуре из финского города Йоэнсуу под названием «Искра дружбы», которая представляла собой символические голубые ворота, разомкнутые наверху, из двух половинок которых вырывались золотые искры. Сразу за воротами располагалась другая абстрактная скульптура «Волна дружбы» из финского города Варкауса, олицетворяющая тему роста добрососедских отношений между двумя городами, подобно морской волне, которая становится с годами только сильнее.
– Ага. Видимо, финны из большой дружбы с Россией вступили в НАТО и строят на границе с Карелией многокилометровый забор с колючей проволокой, стремясь укрепить многовековую дружбу двух народов, – едко заметил мужчина в ответ на моё описание ему финских скульптур.
Поняв, что Лев не питает особой любви, по крайней мере, к четырём западным державам, мне стало любопытно, удастся ли мужчине собрать Флеш‑рояль у следующего арт‑объекта.
– Эта скульптура называется «Спящая красавица», подаренная французским городом Ла‑Рошель, и символизирует карельскую женщину, томно покачивающуюся на волнах в единении с природой, олицетворяя собой продолжательницу рода и саму жизнь.
– Может, скажете сразу, как именуют сие творение петрозаводцы?
– «Карельская мадонна».
– Вот эта металлическая баба, лежащая на бетонных трубах, словно молочный поросёнок на вертеле – мадонна?! Может быть, есть ещё какое‑нибудь название?
– «Мечта сантехника», – повержено ответила я Льву, с лёгкостью превратившему своё Каре во Флеш‑рояль.
– Другое дело! – одобрительно ухмыльнулся мужчина. – Именно так и выглядит сокровенная мечта о женщине годами не просыхающего французского сантехника. Разве можно было ожидать от лягушатников чего‑то иного?
Заметив неподалёку пару стоящих на набережной декоративных пушек, напоминающих о былой деятельности Александровского завода, я была почти уверена, что уж оружие‑то моему подопечному должно понравиться.
– Можно пострелять из этих пушек?
– Боюсь, они не стреляют, представляя собой декоративные объекты.
– Как обидно – побывать в Петрозаводске и не пострелять из пушек по чайкам.
Оставив пушки позади, я отвезла Льва к белоколонной Ротонде, на месте которой ещё сто лет назад стояла деревянная беседка‑павильон над легендарным источником восемнадцатого века, в котором умывалась сама Екатерина Великая, в то время как сегодня Ротонда являлась одним из символов Петрозаводска и местом обязательного фотографирования молодожёнов.
Затем неспешная прогулка по набережной привела нас с мужчиной к гранитной пирамидке, символизирующей окончание строительства второй очереди Онежской набережной к празднику трёхсотлетия основания Петрозаводска. Пирамидка располагалась на мощёном камнем моле, с которого открывался изумительный вид на Онежское озеро, заставив меня задержаться на этом месте подольше, дабы вдоволь насладиться завораживающей синевой Онеги.