Звезда мессии
– Ты должен неустанно молиться о том, чтобы тебе было даровано понимание и руководство. Утром после пробуждения, ты должен посвятить свой день Богу. Должен выполнять всякую работу как слуга Божий. Не ставь себе в заслугу добрые дела, а считай их жертвой Господу. Молись о прощении, повторяй «Господи, помилуй» по крайней мере пять тысяч раз в день. Когда почувствуешь, что получил прощение, Он придет к тебе.
– Я сделаю, как ты велишь. Остаться мне в Верхотурье?
– Господь обитает не только в монастыре. Весь мир – его обитель. Он всегда с тобой.
Монастырские ворота не запирались, Григорий вернулся в мир.
Когда вернулся домой, его жена с трудом узнала, оборван, истощен, похож на бродягу. На замечание отреагировал: «Я не вижу себя внешнего, важно что внутри». Желание постоянно молиться было главным. Но вместо Казанской Божией Матери стали проявляться образы женщин‑искусительниц.
В «Житие…» напишет: «Видению не нужно верить, это недоступно нам. Хотя бы оно на самом‑то деле было, за это Господь простит, за неверие даже маленьким подвигом простит, но как от врага в прелесть впадешь, то за это спрашивается как все равно, как у какого‑нибудь злого помещика потерял какие‑нибудь вещи.
Очень, очень осторожно нужно с этими видениями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впадешь гордость, и будешь настоящий фарисей».
Настал период странничества. С 1893 года, с согласия жены, три года в пути. посетил многие святые места в России, греческий Афон и Иерусалим. Зачем?
Ответ в «Житие…»: «Посмотрю по поводу примеров на священников. Нет, все что‑то не то, поет и читает громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть кузой да батюшка. Вот я и пошел паломничать, а так был быстрый вглядываться в жизнь, все меня интересовало, хорошее и худое, я и вешал, а спросить не у кого было: что значит?
Много путешествовал и вешал, то есть проверял все в жизни. В паломничестве мне приходилось переносить нередко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные погони, но на все милость Божия! То скажут: одежда неладна, то в чем‑нибудь да забудутся клеветники неправды… Не один раз нападали волки, но они разбегались…
Я шел по 40 – 50 верст в день и не спрашивал ни бури, не ветра, ни дождя. Мне редко приходилось кушать, по Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал во век…
Бог пошлет, с ночлегом пустят – тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска…
Ходил берегами, в природе находил утешение… Природа научила меня любить Бога и беседовать с Ним. Я воображал в очах своих картину Самого Спасителя, ходившего с учениками своими… Нужно всегда себя проверять, только в середину точки зрения, а не до крайностей…»
В паломничестве встретился и с еще одной стороной духовной жизни. Путь‑дорожка паломника пересеклась с так называемыми хлыстами.
История хлыстов известна с семнадцатого века. Её основатель Данила Филиппов был духовным посвященным от староверов, последователей в Скифии и позднее Руси апостола Андрея Первозванного и его 70 таинственных учеников‑апостолов. Духовная школа Данилы отличалась от общепринятой, государственной веры церковного иудео‑христианского института огненной ревностью и водительством свыше. Свои молитвенные собрания они называли радениями. Финалом которых, как правило, была соборная радость, выражавшаяся в восторженных песнопениях, прославляющих Небесных Родителей, и зажигательных танцах‑хороводах. (Государственные религиозники, чтобы опорочить горячо и светло верующих в добрых Божеств, клеймили их оскорбительными прозвищами – «сектантами», «раскольниками». И натравливали на них власти.)
Свои общины даниловцы называли белыми кораблями, на которых они духовно устремлялись в вышние миры.
С похотными искушениями последователи Данилы боролись, по примеру белых старцев‑староверов, стегая себя четками или за неимением оных – кнутами. Холодно‑сердечные фарисеи петровой ветви, из черной зависти, приклеили презрительный ярлык даниловцам, обозвав их «хлыстами».
После ухода от земли Данилы Филиппова кормщиком (главой общины) стал некто Радаев. Его искушал дух блуда, и он изменил духовный курс даниловцев на смешанный. Радаев внушал общине, что через него говорит дух святой и ему открыта воля божия. Его новые обряды перевели радения, по сути, в чувственную сферу. Радения завершались общим танцем вокруг кормчего, который старался довести участников до исступления с чувственным уклоном. Духовная школа даниловцев разделилась на следовавших старым курсом и радаевцев, куда устремились тайные блудники.
Еще при Даниле начались гонения по указке государственно‑религиозного института, при Радаеве – усилились. Последователи Филиппова и Радаева перебрались в Сибирь.
Однажды Григорий во время странствия попросился на ночлег в одну избу. Хозяйка впустила его. Странник на лавке под кучей одеял увидел девочку, которая была на грани смерти, еле слышалось дыхание, прерываемое стоном.
Григорий попросил оставить его наедине с девочкой. Родители вышли. Он опустился на колени, положил ладонь на горячий лоб ребенка и, закрыв глаза, начал молиться, потеряв ощущение времени. Родители иногда открывали дверь и с изумлением видели молящегося. Наконец девочка открыла глаза и спросила:
– Я жива?
Через минуту она бегала по избе. Потрясенные родители без конца благодарили спасителя и усадили его ужинать. За ужином спросили, как случилось это чудо. Григорий ответил:
– Молился. Господь помог.
За беседой выяснилось, что хозяева последователи Филиппова‑Радаева. Кормщик общины познакомился с Григорием. В беседе он утверждал, что радения по их обряду приближают к истине, поэтому члены общины удовлетворены и счастливы. И ближе к Богу, чем государственно‑православные. Григорий, из желания познать и это направление пути, побывал на радениях общины. И продолжил путь жизни дальше.
Очередной исследователь жизни белого старца Ковалевский написал: «Распутин побывал на богомолье в Абалакском монастыре, Саровской пустыни, Одессе, Киеве, Москве, Казани».
*
7 мая 1895 года в Петербурге физик и электротехник Попов продемонстрировал изобретение, ставшее прототипом радио.
13 июня в России принято Положение о мелком кредите, способствовавшее развитию кредитной кооперации.
29 июня состоялось сожжение оружия христоверами‑духоборами, которые шли за Петром Веригиным. Власти начали преследование. За отказ от воинской службы около 330 человек приговорили к заключению в тюрьмы и дисциплинарные батальоны, где они подвергались истязаниям и лишениям. В селениях христоверов‑духоборов разместили казаков, которые разграбляли имущество верующих в мир Христа без оружия, недовольных били плетьми, теснили конями. Свидетели сообщали о случаях изнасилования женщин и смерти от побоев. Около 4300 христоверов‑духоборов были изгнаны без права продажи недвижимого имущества. Упорствующих ссылали в Якутскую область на 18 лет, где многие умерли.
При поддержке Л. Н. Толстого, общественных и религиозных деятелей была организована массовая эмиграция христоверов‑духоборов в Канаду, где они создали процветающую общину.