Авиатор: назад в СССР 10
– Высота 300. Перед землёй загаси скорость до 260, – сказал я, назвав Марику величину слегка меньшую, чем написано в инструкции.
– Понял.
Асфальтовая дорога сменилась грунтовой. С этой высоты неровности заметить невозможно. Главное, чтобы он быстро выполнил все действия на выравнивании.
– Примерно в метре выпусти тормозной и выключи двигатель. Так уменьшишь пробег до минимального.
– Понял. Готов к посадке.
Самолёт Марка продолжал планировать вниз.
– 100, скорость 300, – сказал я в эфир.
Есть ещё запас по высоте. Пока мне ещё рано переводить самолёт в набор. Рука уже готова перевести рычаг управления двигателем на максимал.
– 50, скорость 280, – продолжаю я снижаться.
На следующей отметке мне нужно будет перевести самолёт в горизонт, иначе я разобьюсь.
– 30, 270, – произнёс я в эфир.
Обороты вывел на максимал. Выровнял самолёт по горизонту прямо у самых крон деревьев и ушёл вверх с набором высоты.
Шасси убрал, закрылки вернул в нужное положение и пошёл разворачиваться вправо. Внизу столб пыли и ничего не видно, что с самолётом.
– Лубанго, я 110й, – перешёл я на канал управления, продолжая высматривать самолёт Марка внизу.
Пыль рассеивается. Возникает знакомый силуэт нашей любимой «баллалайки», мирно стоящей на земле с наполненным куполом тормозного парашюта.
– 110й, отвечает Лубанго. Что у вас там?
– 112й произвёл вынужденную посадку. Местоположение – восточнее несколько километров от отметки 1352. Участок дороги между Мпапа и Ндонге.
– Понял вас. Вертолёты пошли. Вам возврат на аэродром, – ответили мне с командного пункта.
Я сделал пару проходов над самолётом. Фонарь был уже открыт, а из кабины показался и сам Марк. Главное, что живой. Я отвернул в сторону Лубанго, набрал 3000 метров по команде ОБУшника и продолжил свой полёт.
Зарулив на стоянку, я уже заметил, как около самолёта топчется Гусько, Ренатов и Костян. Всем хочется узнать подробности.
– Серёга, ну что за дела?! – воскликнул Гусько, пока я спускался по стремянке. – Ты вспотел как в Афгане после вылета в Панджшер.
– А тут не менее жарко, Савелич, – выдохнул я и взял из рук Вениамина специально оставленную перед вылетом фляжку кипячёной воды.
– Тут все на ушах, – кивал головой Костян, похлопывая меня одобрительно по плечу. – Марик – тот ещё исполнитель, – улыбнулся Бардин.
– Неа, Кость. Думаешь, он специально решил отработать такую посадку на грунт? У него течь топлива была. По нам ракетами с земли отработали.
У собравшихся был небольшой шок, а Савельевич молча достал свою металлическую фляжку с советским гербом.
– Такую новость на сухую нельзя воспринимать, – сказал Гусько, сделав пару глотков, занюхал выпитый напиток. – Серый, глотнёшь? – предложил он мне.
– Савелич, убери, – ответил я. – Его цепануло, а я, как видишь, целый.
– Я бы не был так уверен, Серёга, – сказал Ренатов и указал на киль самолёта.
Повернувшись, я заметил, что тоже получил некоторые повреждения. Несколько дырок и разбитые аэронавигационные и строевые огни, которые не оказали влияния на мой полёт.
– Веня, ну что скажешь? – спросил я у техника, который ковырялся в руле направления.
– Скажу, что не ходите мужики в Африку летать, – ответил Бубко, спрыгивая со стремянки. – В рубашке ты родился, Сергеич.
– Не первый раз уже это замечаю. Спасибо, – ответил я.
Я пересказал мужикам обстоятельства того, как по нам отработали средства ПВО, но для них было удивительно это слышать.
– Однозначно свои отработали. Нету в тех краях повстанцев, а регулярные части ЮАР пока стоят на границе, – предположил Ренатов.
– За Мариком уже полетели? – спросил я.
– Да. Два «Аллуэта» приземлились, забрали Штыкова и ушли на юг, – сказал Савелич, описывая эти вертолёты не самыми лестными словами.
Прошло несколько часов. Вертолёты вернулись на аэродром, но Марика мы так и не дождались. Его увезли сразу в больницу на обследование.
Предварительно наш оперативный дежурный с командного пункта рассказал, что в районе посадки самолёта оставили отряд кубинцев для охраны.
Штыков влетел в класс, словно буря. Он не рычал и не кричал. Его лицо было настолько багровым, будто он с места вынужденной посадки бегом бежал, а не на вертолёте летел.
– Всем выйти, – спокойно сказал он. – Родину остаться.
– А что с Марком? – спросил я. – Думаю, все хотят знать.
– Визуально травм нет. Но у него сильный испуг. Заикается, трясётся, внятно ничего объяснить не может.
– Странно. На Барсова не похоже. Он же наш, Осмонский! Боевой! – сказал Гусько.
– Ещё раз – всем выйти. Мне с Родиным поговорить нужно, – произнёс Валентин Николаевич.
Мужики не спешили вставать со своих мест, но Штыков поторопил их. Как только дверь закрылась, подполковник начал спрашивать.
– А теперь, расскажи мне, что это было? – спросил Валентин Николаевич, дрожащими руками доставая из пачки сигарету.
Что мне ему сейчас сказать? Что мой ведомый принял такое решения, а я на него не повлиял? Так, он и так это знает.
– Валентин Николаевич, давайте сразу к делу и не будем прелюдии устраивать, – ответил я и, судя по успокоившему нервы сигаретой Штыкову, он согласился. – Лётчик жив?
– Вроде того. Трясётся весь, но ничего не повредил себе. Даже не знаю, отчего он так испугался, – ответил мне Штыков.
– Вот видите. Самолёт цел? – спросил я, но уверенности в сохранности МиГ‑21 не было.
– Не считая дырки в топливном баке и слегка забитому пылью движку, абсолютно. Он даже летать может не хуже, чем до посадки на грунт.
Вообще супер! Всё сделал как надо Марик. Но от моего «леща» это его не спасёт.
– Никто на земле не пострадал?