ЧВК Херсонес – 2
…Разумеется, мне следовало бы сразу начать читать про себя, а ещё лучше вслух короткий стишок про ниточку Ариадны. Просто задумался, держа перед собой файл с распечатками, и чисто автоматически пошёл той же дорогой, которой вёл меня горбатый сторож. А в результате один неверный поворот – и я опять попал не туда. Хорошо ещё знал, как вернуться. Нужно лишь повторять:
– Ариадны ниточка, доведи до…
Но тут моё внимание привлекли неожиданные звуки, вроде бы это было похоже на стук молотка, шипение пара, звон металла и чьё‑то тяжёлое дыхание. Памятуя, что наш частный выставочный комплекс имеет странную тенденцию ограничений внешнего периметра и практически безграничных размеров внутри, я зачем‑то остановился.
Пару раз мне приходилось попадать в неприятности именно из‑за своего любопытства, а повторять одни и те же ошибки уже не хочется. Но и уходить просто так было неинтересно, поэтому я вновь прислушался и осторожно пошёл на звук. Коридор вывел меня к тяжёлой дубовой двери, именно из‑за неё раздавались звонкие удары молота и глухие выдохи.
На первый взгляд, ничего страшного, возможно, всего лишь какая‑то мастерская реставраторов при музее, о которых мне просто не рассказали. Но стоило деликатно постучать о косяк костяшками пальцев, как удары молота прекратились, а изнутри в дверь швырнули бронзовым копьём! Тяжёлый листообразный наконечник пробил дубовые доски едва ли не насквозь, замерев в сантиметре от моего чрезмерно любопытного носа…
– Ариадны ниточка, доведи до калиточки, – едва ли не в голос заорал я, бросаясь наутёк. – Укажи дорогу к нужному порогу! Ариадны ниточка‑а…
Кто бы ни был тот безвестный мастер, но он явно не пылал жгучим желанием общаться с разными посторонними. Мне удалось крайне легко отделаться, а выход в сад оказался буквально за следующим поворотом, дальше прямо по коридору – и вот он, сияющий прямоугольник зелени и солнечного света! Свобода, жизнь, счастье…
– Или, как говорили древние, Gaudeamus igitur![1] – объявил я, выходя к фонтану.
Из свободных сотрудников нашего частного музея за столом оказался только Денисыч. Впрочем, от него толку не было, поскольку большей частью своего тела он почти уже находился под столом. Крутейший специалист по всем древним языкам, знающий сотни наречий, свободно владеющий десятками давно забытых диалектов и тем не менее набиравшийся, накачивающийся и нахрюкивающийся (в произвольном порядке) по сто пятьсот раз за день, в данный момент находился «вне зоны доступа». Где были Светлана и Герман, я не знаю, но, скорее всего, занимались своими служебными обязанностями.
Я торопливо сделал пару глотков прямо из фонтана – там всегда чистейшая и холодная вода, – после чего разложил на столе бумаги, переданные мне Феоктистом Эдуардовичем. Они заняли половину мраморной столешницы. На каждый лист пришлось положить по большой сливе, чтобы их не сдуло ветерком. После чего можно было и подумать…
Ну что ж, не всё, с моей точки зрения, было рабочим. Слишком много фантазии и мифов, хотя, наверное, всё‑таки по‑своему некоторые вещи могли вызвать чисто конспирологический интерес. Я в такое не верю, но ведь и забытую Трою открыл купец Шлиман, а не профессиональные археологи, верно?
Допустим, история о сокрытии документов и, главное, ящиков золота, спрятанных сотрудниками НКВД в период Великой Отечественной войны в Ак‑Монайских каменоломнях, имеет под собой реальную основу. Их искали многие – как учёные, так и любители – и тогда, и потом, и сейчас, но всё безрезультатно. Хотя вроде бы эта информация в свободном доступе, места сокрытия указаны в Сети, никаких тайн нет, фактически бери лопату в зубы – и вперёд. Но увы, увы, увы…
Или что ещё интересно, ну, к примеру, сокровища хана Мамая. Да, да, того самого, что был темником в Золотой Орде и был разбит Дмитрием Донским в легендарной битве на Куликовом поле, что положило конец монголо‑татарскому засилью и подняло с колен всю Русь! Так вот и он, бежав с поля боя, умудрился закопать свой клад в крымской земле под сводами пещер Чатыр‑Дага.
Перекопали чёрные археологи все пещеры? Видимо да. Копают ли до сих пор? Гарантированно! Только вот найдено ли его золото? Разумеется нет! А есть ли ещё желающие его искать? Да, и с каждым годом их всё больше! Ибо есть люди, которых вдохновляет не успех, а именно чья‑то неудача. Несмотря ни на что, они верят, что уж им‑то точно повезёт…
Но если бы вдруг предложили выбирать лично мне, то я сделал бы ставку на золотого коня царя Митридата, хранящегося в тайных склепах под одноимённой горой на территории современной Керчи. Ну, или где‑то в Армянске, или под Костелем, или аж на склонах Аю‑Дага. То есть неизвестно где, но, по крайней мере, никто всерьёз не отрицал его реальность.
Золотой конь был. По одним летописям, это был цельнолитой жеребец, вставший на дыбы. По другим – грубый комок разносортного золота, сбитый вручную и при определённой фантазии напоминающий силуэт всё того же коня. Не берусь судить, правда это или вымысел, но точно так же не стал бы сразу и отрицать его существование.
Во‑первых, традиция переплавки золота в тотемных животных издавна существует у многих народов. Причём не только кочевых! Можно вспомнить золотые статуи кошек или соколов Египта, золотых драконов Китая, золотых быков Индо‑Персии, ну и, конечно, золотых орлов инков в южноамериканских Андах. Всё это было, и никто из серьёзных учёных таких вещей не отрицает.
А во‑вторых, легенда именно о золотых конях гуляет по астраханским‑калмыцким‑донским степям со времён распада той же Золотой Орды, как культовое украшение ворот Сарай‑Бату. Кстати, сами ворота сохранились до сих пор, можете приехать, посмотреть, потрогать, убедиться лично. Я ездил, поездом от Екатеринбурга два дня с чем‑то – недалеко, мне понравилось.
Ну и до кучи, в‑третьих, следы тех самых коней находят в Казани, в Оренбуржье, в Башкирии, на Алтае, в Сибири, Монголии – везде, будь оно неладно, спрятано сплошное золото! Да на Кавказе они тоже есть, там грузины платили дань чингизидам не золотым руном, а именно конями. Скорее всего, кабардинской породы. Но она стоит ого‑го…
Поэтому только так – золотой конь! И других слов для обозначения этого клада нет. Разве что мне придётся обращаться к таблице Менделеева, но equus arum[2] звучит слишком уж претенциозно, с намёком на самовыпячивание. Хотя какой музейный работник удержится от лёгкого хвастовства? Лично я таких не знаю. Значит, делаем ставку на коня…
– Щем зан‑маишьс‑ся, Саня? – неуверенно раздалось из‑под стола.
– Протрезвеешь – вылезай, поговорим.
– Да я уже сухой как лист! Ни капли синьки, – Диня выполз на свет божий, щурясь от солнца, но совершенно трезвый. Как он так делает – загадка покруче всех египетских пирамид в Гизе. – Ну чо, зема, демонстрируй, в чём затык?
– Директор поручил рассмотреть вот эти моменты. Шесть листов, так вот я думаю…
– Ва‑аще не вопрос. Бери коня!
– Ты серьёзно?
– Зуб даю, бро!
[1] Давайте веселиться! (лат.)
[2] Дословно: жёлтый, или золотой, конь (лат.).