Холодно в небесах. Книга вторая. Роман-утопия
– Осмотр экспозиции заканчивается здесь, ребята, – предупредил он. – Потом вы можете посетить наш буфет, где продают сладкий лимонад, соленые палочки и фирменные кексы.
– Это отлично! – оживился мальчик, считавший, что динозавры вымерли девять столетий назад.
– Тебе бы только сладости, Тим, – упрекнула его тонконогая девочка, наградив обворожительной улыбкой.
– Да, и побольше, побольше! – кривляясь, согласился Тим.
– Соберитесь, друзья, – велел учитель, – и я отведу вас в буфет. Вы с нами, Алекс?
– Пожалуй. У меня следующая группа через час, успею перекусить.
– Замечательно, – обрадовался Жан.
Дети мгновенно закончили осмотр зала и так же быстро нашли буфет, расположенный на самом верху здания. Под него был обустроен чердак с купольной, наполовину прозрачной крышей. С первого дня открытия музея это место стало чуть ли не самым популярным в городе: посидеть «под небом» желающих всегда было немало. Уже через несколько дней название прижилось, а на входе в музей появилась вывеска:
«Буфет „Под небом“ принимает гостей с 10.00 до 23.00 ежедневно».
Заведение привлекало и своим фирменным десертом – кексами, заполненными заварным кремом и облитыми сахарной глазурью, которыми одарил его пожелавший остаться неизвестным доброжелатель, вложив в огромную коробку и листок с рецептом их приготовления. С легкой руки одного из первых посетителей, отведавших его, за десертом закрепилось название «Упавшие с небес» – настолько показались ему вкусными кексы, что он посчитал их неземными.
Но в буфете не только кексы были упавшими с небес. С недавних пор здесь нередко появлялись и собственно небожители, но пока только те, что спустились работать в новой школе подобно Жану. А жителей Поднебесной, желающих приятно скоротать время в необычной обстановке за чашкой вкусного кофе, всегда было предостаточно.
С утра и до пяти часов дня здесь работала молодежь, а в вечернее время за стойкой и за столиками ее сменяли люди взрослые.
Алекс с Жаном устроились у окна, дети – рядом за соседними столами.
– Много у вас учеников? – поинтересовался гид.
– Уже двенадцать, – с гордостью ответил Жан. – Месяц назад на первый урок пришли только трое. Родители поначалу недоверчиво отнеслись к проекту: многие не понимали, зачем их детям нужен живой учитель, а кто‑то и сейчас считает, что история, география и литература им ни к чему.
– Ну, не так быстро, Жан, – подбадривал учителя Алекс. – Они поймут и отправят детей учиться к настоящим учителям. Ведь это не идет ни в какое сравнение с сетевыми кураторами. Вы сами не жалеете, что покинули министерство и спустились на дно?
– Это лучшее, что я мог сделать, – уверенно ответил Жан. – И очень рад, что Кристоф и Макс меня поддержали.
– Честно говоря, я сомневался, что небожители согласятся учить наших детей, – признался Алекс. – Когда Петр с декабристами подали идею народного образования, никто в это не верил.
Жан усмехнулся.
– Мы забыли, что мы один народ, – задумчиво проговорил он. – Я рад, что ситуация меняется, и мне кажется, в правильном направлении. Хотя мы не изобрели ничего нового: четыреста лет назад на этой же территории образованные люди шли в народ. Но они преследовали иные цели – настроить людей против власти и поднять их на восстание. К счастью, сейчас такой задачи нет, власть сама захотела изменить жизнь людей к лучшему. Поэтому я не сомневаюсь, что все получится, и уверен, что в ближайшее время желающих спуститься с небес на землю станет намного больше.
– Хочется в это верить.
– Так и будет, – не сомневаясь, сказал Жан. – Смотрите, Алекс, – Кир Мэнси раз в неделю проводит уроки астрономии. Не представляете, сколько ребят собирается на них! Мы отпускаем все три класса, когда он приходит. Дети слушают затаив дыхание, они ведь практически ровесники, и Кир для них – лучший пример.
– Не знал, что сенатор отпускает сына сюда, – удивился Алекс.
– И не одного, – улыбнулся Жан. – Близнецы Франсуа и Вийон ведут курс поэтического чтения по средам.
– И дети тоже? – недоверчиво спросил Алекс. – Так же с удовольствием его посещают, как урок астрономии Кира?
– Представьте, да, – с довольной улыбкой сказал Жан. – Близнецы смогли увлечь детей литературой, построив обучение по принципу театральной студии: читают пьесы по ролям, а потом разыгрывают небольшие сценки. Пока небольшие. Так что, нас не трое, а шестеро, спустившихся с небес.
– И сколько всего детей сейчас в школе?
– Тридцать пять человек, – ответил Жан. – Но это очень мало, если учесть, что ученики приезжают изо всех энглов. Хотя, пока не выстроится школа, мы все равно не сможем принять всех желающих, иначе будет тесновато – в доме профсоюзов не так много комнат, удобных для занятий.
– А я могу посетить урок астрономии? – смущенно спросил Алекс. – Мне тоже интересно послушать о звездах.
– Конечно! – обрадовался Жан. – Завтра как раз он будет в двенадцать часов дня. Приходите! Вашим детям эти уроки нравятся.
– Да? – удивился Алекс. – Мне они ничего не рассказывают.
– А вы интересовались, нравится им школа или нет? – осторожно спросил Жан.
– Если честно, как‑то не до этого было, – ответил Алекс. – Я ведь совсем недавно получил второй шанс. Я ни о чем не мог думать, пока не вылечился.
– Да, я знаю, – Жан почувствовал себя неловко и пожалел, что начал этот разговор. – Простите, Алекс, я не должен был…
– Отчего же? Как раз должны. И вы совершенно правы: мало кто из родителей интересуется жизнью детей. Может, поэтому мы такие тупые.
– Вы не тупые, Алекс! – возразил Жан. – Просто такова жизнь: родители работают, а дети предоставлены сами себе.
– Нет, работа – это отговорки. Если желание есть, время найдется, – Алекс замолчал и посмотрел куда‑то вдаль сквозь оконное стекло. – Многие читают с трудом и почти никто не умеет писать, – отрешенно добавил он.
– Мы сейчас обсуждаем введение такого курса, как каллиграфия. Когда‑то его еще называли чистописанием. Письмо развивает мелкую моторику, а это напрямую связано с работой мозга. Вы же не будете против, если ваших детей начнут учить писать ручками на бумаге?
– Конечно, нет! – обрадовался Алекс. – Мне такой навык кажется волшебством, я и сам едва умею это делать.
– Вы шутите…
– Нет, не шучу. Короткую записку я еще составлю отдельными буквами, а написать непрерывно не смогу – не знаю, как сближать буквы, чтобы они вместе были и не сливались. Вы понимаете, о чем я?
– Кажется, да, – с грустью ответил Жан. – Может быть, нам подумать о классе для взрослых? Вдруг кто‑то захочет научиться писать или изучить историю…
– Отличная идея! Я первым запишусь к вам. Уверен, желающих будет достаточно. Поговорите, с кем надо, пусть вам разрешат организовать уроки для взрослых.