Князь Федор. Куликовская сеча
Но вот, кстати, по поводу этого самого ворога: если легкие степняцкие всадники сблизятся с нашим флангом и начнут расстреливать замерший на месте полк, как мы будем реагировать?! Бросимся в галоп, силясь догнать конных стрелков, пытающихся поразить нас в незащищенные лица? Какая‑то сомнительная перспектива, если честно… Особенно учитывая, как быстро выдохнутся наши кони, несущие по сто с лишним килограммов лишнего веса! И что татары сближаются с противником на тридцать – пятьдесят метров, стараясь бить из луков именно прицельно – а не работать по площадям, словно пешие стрельцы.
И да, в первой линии татар Мамая следуют вперед именно конные лучники степного ополчения! Следуют и по центру, и на флангах, в бою действующих самостоятельно. Ладно, голову‑то от стрел я прикрою павезой… Но вот интересно, есть у «поганых» стрелы с бронебойными наконечниками, а?! Вроде бы у нукеров Батыя их не было, одни срезни – однако же ордынцы не могли не перенять хоть что‑то из боевых традиций соседей‑русичей!
Или же могли?!
Ох, скоро узнаю… На себе же и узнаю!
Между тем темная масса татарских всадников неспешным шагом сблизилась с русским войском шагов так на двести – и неожиданно замерла. От нарастающего напряжения и волнения я немного подзабыл историю Куликовской битвы – и не сразу заметил, как по центру вперед вырвался ордынский всадник, действительно впечатляющий своим ростом и статью! Конь – отнюдь не низкорослый степной, а мощный, крупный скакун! Кажется, также вороной – но он практически полностью закрыт бронированной попоной, внешне напоминающей ромейский клибанион. Плюс все то же стальное наголовье, защищающее голову коня…
В свою очередь корпус всадника прикрыт монгольской бригантиной – комбинированной ламеллярной (то есть собранной из множества небольших пластинок) броней, клепаной к тканой основе. Вот только в отличие от моего панциря, ткань на броне вражеского всадника выступает внешним слоем… И да, судя по современным мне экспериментам, броня русичей в четырнадцатом веке прочнее татарских «хатангу дегелей» на пробитие!
«Бригантину» татарина (куяк по‑русски) дополняют подол и наплечники из нескольких длинных, широких пластин – а вот это уже броня ламинарная… Стальные наручи и поножи, круглый щит – не разобрать, плетеный ли это калкан или что‑то другое, но в центре явно блестит железный умбон. Также полусферический шлем‑шишак с кольчужной сеткой, закрывающей и лицо, и шею, – на Руси он известен как прилбица… Впрочем, от удара копьем в лицо кольчуга не спасет! Кстати, по поводу копья: ордынский всадник держит в руке длиннющую чжиду с граненым же наконечником – и обязательным стальным крюком. Этим крюком еще монголы Чингисхана стаскивали из седел вражеских всадников…
Ну, если хотя бы пятая часть воинов Мамая – именно такие вот бронированные багатуры, то вполне объяснимо, почему русские дружинники «потяжелели» к четырнадцатому веку, взяв за основу рыцарскую тактику боя. Иначе с такими ворогами просто не совладать…
Между тем выехавший вперед всадник повел коня легкой рысью вдоль строя воев сторожевого полка – и громогласно проревел на ломаном русском:
– Я Челубэй‑багатур, псы урусские! Я лучший нукэр хана Булака!!! Пусть выйдет ваш поэдинщик – и я пущу эму кровь на ваших глазах, тр‑р‑русы!!!
Глава 3
– Тр‑р‑русы!!! Я насажу ваших детей на копьэ! А ваших баб впрягу в свою повозку!!! Ну, кто выйдэт против мэня, кто хочет умэрэть от рук Челубэй‑багатура?!
По рядам русских воинов прокатился угрюмый, злой рокот – а я, понимающе хмыкнув, со злобой сплюнул. Вот ведь выродок! Он же провоцирует всадников исключительно сторожевого полка, то есть фатально уступающих ему в уровне бронирования и мощи коней. Там – младшая стрелковая дружина, здесь – полноценный восточный катафракт, по уровню бронирования своего едва ли не превосходящий европейских рыцарей четырнадцатого века! Или, по крайней мере, точно им не уступающий… Но провоцирует так, что вот‑вот кто‑то из легких всадников точно выскочит на неравный поединок – и, конечно, проиграет, на радость татарам, да пополнив копилку «скальпов» Челубея…
Памятуя о том, как дальше будут развиваться события, я вдруг почувствовал острое желание выехать вперед – и принять вызов «багатура». Проверим современные опыты и убедимся в лучшем качестве русской клепано‑пришивной чешуи над татарским хатангу дегелем?! По крайней мере, навскидку силы равны – а если я выиграю, то заполучу славу лучшего поединщика среди русичей! Эта слава ведь дорогого стоит…
Ну а, кроме того, спасу жизнь монаха Пересвета – хотя бы на данном отрезке битвы.
Решившись, я послал коня вперед, заставив потесниться стоящего впереди меня чернявого Никиту; за мной тотчас последовали Алексей и Михаил – но повелительным жестом руки я остановил их, не дав и слова молвить против.
Я же князь!
Впрочем, стоило мне только оказаться в первом ряду всадников, как тут же накатило и жесткое такое волнение. Ну, словно зимой, на Крещение – когда сердце вдруг начинает отчаянно колотиться в груди прежде, чем войдешь в ледяную купель… Тут нужно побороть себя, проявить немножко мужества, чтобы сделать первый шаг вперед – и промедлив мгновение, я все же слегка пришпорил Бурана: была не была!!!
Но в следующий же миг на смену захлестнувшим меня восторгу и волнению пришло горькое разочарование: из рядов воев сторожевого полка вперед успел выехать всадник в монашеской куколе… Н‑да, эту историю явно не переписать, увы!
И к слову, вернувшись в строй, я заметил, что практически синхронно со мной в первую линию всадников полка правой руки становятся многие другие ратники…
Выходит, не один я такой смелый – а Челубей и впрямь осознанно вызывал поединщика среди легких всадников московских и елецкой (моей!) сторож!
Встав в первом ряду (чтобы лучше все видеть), я сосредоточил все внимание на поединщиках. Пересвет – также высокий, рослый муж на крепком гнедом жеребце, пока никуда не торопится. Торжественно перекрестившись, он обратился к русским воинам – и, несмотря на то что Александр не кричал, подобно Челубею, до меня все же долетел отзвук сильного, низкого голоса монаха (расстояние‑то до нас не сильно большое – учитывая, что мы с ельчанами встали на стыке полков):
– Мир вам, братья мои. Крепко сражайтесь с погаными за веру Христову и за все православное христианство, за детей ваших, жен и стариков. Ничего не бойтесь – не в силе Бог, а в правде! И простите мя, грешнаго, коли причинил какую обиду…
– Бог простит!!!
– Бог простит…
Одними губами я повторил слова древней формулы прощения, невольно проникнувшись моментом… Надо отдать Пересвету должное – на коне он сидит как влитой, умело придерживая копье правой рукой. А его монашеское одеяние накинуто на точно такой же, как у меня, панцирь из «дощатой брони»!