Мой друг – пилот, я с ним
– Не спеши открывать шлюз, надо переговорить с властями.
– Да я бы и не стал. Жарища‑то какая!
– Это всё наши двигатели, подожди, сейчас спадёт.
– Уже спала. Тридцать четыре, и меньше не становится.
– Ничего, надолго мы тут не задержимся. О, пыль осела.
Песок, поднявшийся в воздух при посадке, наконец, улёгся.
– Да я не о том. – Майк показал на иллюминатор и небо в нём. – Солнца нет, что будет, когда облака разойдутся?
– Может, они никогда не расходятся. Наконец‑то.
Замигал сигнал вызова.
– К вам идёт представитель таможни. – Только и сказал тот же низкий голос.
– Отлично, ждать не придётся, в нашем загруженном порту пришлось бы несколько часов сидеть безвылазно.
Ждать всё же пришлось. Как и на всех планетах, таможенники шли самыми длинными путями. Когда же двери в стене разъехались, то за ними оказался всего один человек в широком тёмном пиджаке до колен и таких же широких брюках. Тоненькие светлые полоски, шедшие по бокам одежды, обозначали униформу. Ни шляпы, ни причёски фактически не было. Небольшой ёжик волос, причём только с одной стороны головы, давал представление о молодости, но когда незнакомец подошёл к кораблю и откинул лёгкий шарф, закрывавший нижнюю половину лица, то появился волевой подбородок зрелого человека. Майк, вспомнив, что шлюзовые щиты находятся за его спиной, тут же запустил механизмы открытия. Корабль, предпочитая делать всё по правилам, только через пару минут открыл шлюз и опустил трап к таможеннику.
– Хезер‑Ла.
– Что, простите?
– Меня так зовут. – Бесстрастно повторил таможенник.
– Гайн Томассон, Керик Артюс, – представились Стэнли и Майк в соответствии с разработанными легендой и документами.
Майк проводил гостя в кают‑компанию, а Стэнли притащил туда бумаги. Майк, как водится добродушному хозяину, уже наливал напитки из личных запасов капитана Эдера, предварительно осведомившись о предпочтениях Хезер‑Ла и местных обычаях.
Обычаи оказались вполне лояльными к спиртному, а потеплевший взгляд таможни к кораблю.
– Чем занимаетесь? – спросил Хезер (остальная часть имени оказалась фамилией), когда закончил снимать общие параметры судна и регистрацию.
– Перевозка грузов, – ответил Стэнли и протянул потёртую лицензию, которую они искусственно старили целый день в сушке для белья.
– Какой груз на борту?
– Никакого. Была партия на Местор, возвращаемся порожняком. – Предупредил Стэнли следующий вопрос. – Там ничего не удалось подхватить, думаем, может, что здесь найдётся.
– А у вас есть право на торговлю, в смысле закупку товаров? На некоторые виды нужно только местное разрешение.
– Мы не торгуем. – Снова отметил Стэнли. – Мы занимаемся исключительно перевозками. А документы должен оформлять фрахтовщик.
– Понятно… – протянул Хезер, хотя, что ему понятно, было сложно сказать, – и вас только двое?
– Сейчас, да.
– В каком смысле?
– Мы первый и второй пилот, но у нас ещё есть капитан, третий помощник, два механика и карго. Остальной экипаж на Букачо, грубо говоря, в отпуске.
– А вы перегоняете груз?
– Вполне нормальная практика, если груз надо доставить на Местор, в подобной колонии никогда не найдётся стоящего предложения.
– А на Идель зачем летите?
– Будет груз в другое место в район Букачо, не полетим.
– Интересная у вас жизнь. Заявку на фрахт подавать будете?
– Нет, постоим всего день.
– Всего день? – Хезер перестал писать и уставился на них.
Стэнли положил руки на стол и с многозначительным видом произнёс:
– Да. Последняя операция заняла меньше времени, чем отводилось по плану, да и топливо есть в резерве. Вот решили посмотреть, нет ли чего по пути.
– Ага. – Только и сказал таможенник. Вернулся к бумагам и, ещё раз мимолётно взглянув на Стэнли, продолжил писанину.
Стэнли вздохнул и учтиво спросил.
– Не могли бы, кстати, посоветовать место, где ошиваются сильно спешащие торговцы?
– С этим никаких проблем. Когда пройдёте через ворота, идите направо, а затем сворачивайте в третий проезд, он выводит в город, как вильнёт, то пересечется с улицей, где «ошиваются» только торговцы и пилоты. Налоговый сбор пятьдесят сегов, если не улетите в течение трёх дней, то придётся продлевать.
– А можно было бы получить немного информации о планете?
– Семнадцатый канал. Стандартный на всех планетах Лиги. Вы же не считаете нас дикарями? Всего хорошего.
Получив портовые откупные без всякой квитанции, Хезер‑Ла выписал им две бумажки по их документам (местные удостоверения личности) и удалился с выражением лёгкой вежливости на лице.
– Что‑то мне всё это не нравится, – тихо проговорил Майк, глядя в спину удаляющемуся таможеннику.
– Почему? В конце у него был совершенно презрительный взгляд.
– Да, но всего один, не обследовал судно и… как‑то слишком быстро.
– Скажешь тоже. Мы ему месячное жалование выплатили без лишних вопросов. А я ещё намекнул на нелегальность нашего захода.
– В смысле?
– А как же? Мы ограничены одним запасным днём, то есть наши работодатели не знают об этом заходе. Видимо, мы собираемся состричь деньжат в обход кассы.
Майк, поняв очередной мыслевыверт Стэнли, медленно кивнул.
– Не плохая идея. Но у нас корабль свой и обманывать некого.
– На таких планетах расспросы не в чести. Интересно, какую долю местной экономики составляют контрабандные сделки? Знаешь, надо проверить, сколько времени по‑местному.
– Уже вечер, сейчас солнце будет заходить.
– Тогда, пожалуй, никуда сегодня не пойду. Нечего искать приключений на задницу. Задраивай люки.