Окно призрака
– Я был бы не я, если бы не сделал такое фото. Это же классика, – Юэн демонстративно взмахнул руками и указал на машину: – Автомобили старых годов выпуска обладают особым шармом. Современность выбирает плавные линии и обтекаемые формы. Практичность – главный девиз. Унификацию ставят основной целью. Но как можно не любить эти громоздкие, угловатые глыбы отполированного металла? Они же великолепны.
Бернард слабо улыбнулся и скрылся за углом здания на несколько секунд, затем снова появился уже без коробки, отряхивая руки.
– Если ты закончил свою фотосессию вкупе с хвалебными песнями, тогда поднимаемся.
– У нас на сегодня запланировано какое‑то мероприятие или ты так специально вырядился, чтобы утонуть под слоем пыли из кладовки стильным? – поинтересовался Юэн.
Бернард усмехнулся.
– Намечается одно дело, где твоя помощь придется очень кстати.
Эхо его голоса отскакивало от стен, пока они вместе поднимались на верхний этаж. Юэн посматривал на сетку, ограждающую лифт, и размышлял, увидит ли он когда‑нибудь его в действии?
– Надо будет погрузить оборудование в машину, но сначала хочу кое‑что тебе отдать, – сказал Бернард и, подойдя к своему рабочему столу, взял что‑то с него и протянул Юэну. – Это твое.
– Надеюсь, тут моя годовая премия, – ответил Юэн, забирая конверт.
– Ты работаешь всего третий день, – усмехнувшись, напомнил ему Бернард.
Казалось, что сегодня настроение у него было лучше, чем вчера после прогулки по кладбищу. Может, у него просто случилось что‑то хорошее?
– Четвертый, – поправил Юэн. – Тогда в библиотеке тоже считается. Но в любом случае это не должно стать помехой на пути к денежному поощрению лучшего работника.
Он достал из конверта две фотографии, которые под бдительным присмотром проявил вчера, – одну откровенно неудавшуюся, самую первую, а другую вполне хорошего качества, но с неинтересным сюжетом. Вырезанный негатив теперь был защищен от неосторожных прикосновений пленкой.
– Подожди, – сказал Юэн, облизнув губы и взмахнув в воздухе фотографиями, – откуда мне знать, что пока меня не было, ты не сделал сотни копий?
– Сделал и буду раздавать их всем на День города, – съязвил Бернард. – Поверь, у меня были другие дела.
– Какие, например?
– Проявлял фотографии, но не твои.
– Покажи их, чтобы я поверил.
– Ладно. Посмотри, – Бернард взял со стола пачку фотографий и передал их Юэну.
На самой первой был запечатлен двухэтажный дом. Он выглядел знакомым, но Юэн не знал, кому он принадлежал, спрашивать не стал, так как и сам фотограф мог не знать – случайный снимок, – и продолжил перебирать свеженькие фотографии. Он сразу понял, когда были сделаны последующие снимки: гнущиеся под порывом ветра деревья, светлые окна домов в ночной темноте, надпись «ненормальный» на оконном стекле (подумать только, он ее сфотографировал), лужи‑зеркала на асфальте, книги в библиотеке, писатель с косыми усами, люди на презентации книги, девочка среди стеллажей. На последнем фото взгляд Юэна задержался чуть дольше, а Бернард подвинулся ближе, будто тоже заинтересовался. Однако вскоре снимок снова оказался в самом низу стопки.
– Знаешь, у тебя классные фотографии, – сказал Юэн, возвращая пачку ее владельцу. – Я не могу уловить, в чем разница. Вроде нужно просто навести объектив и нажать на кнопку, но у меня все получается иначе. Смотри, – он достал телефон и показал недавнее фото на фоне катафалка. – По сравнению с твоими фотографиями выглядит убого, да?
Бернард внимательно посмотрел на дисплей мобильного телефона. Фотограф стоял близко, и зелень его глаз напомнила Юэну о вчерашней прогулке по кладбищу, о мхе, растущем на памятниках.
– Ты сравнил нормальный фотоаппарат и камеру на телефоне, – с пренебрежением отметил Бернард. – Конечно, снимки будут отличаться, у тебя матрица маленькая.
Юэн убрал телефон в карман ветровки, с напускной обидой покосившись на Бернарда.
– Ты так это сказал, что я чувствую себя оскорбленным.
– Но стоит отметить, ты весьма фотогеничен.
– Ты не первый, кто мне это говорит, – самодовольно улыбнулся Юэн. – Подожди, это что, был комплимент?
– Всего лишь профессиональное замечание, – Бернард опустил голову.
На мгновение Юэну показалось, что он сделал так, будто хотел скрыть взгляд, но оказалось, что он просто смотрел на стопку фотографий в своих руках. Берн достал с самого низа снимок и показал Юэну.
– Ты знаешь эту девочку?
– Первый раз вижу.
– Она тебе никого не напоминает?
– Сложно сказать, а что? Ты ее знаешь?
– Нет, – ответил Бернард, продолжая держать фотографию перед Юэном. – Скажи, эта фотография не кажется тебе странной?
Девочка на снимке тускло улыбалась. Вокруг нее – только стеллажи с книгами и журналами. Ничего интересного. Юэн посмотрел на сосредоточенного Бернарда, не совсем понимая, к чему тот клонил.
– Не знаю, – пожал плечами Юэн. – Вон там справа одна лампочка перегорела.
– И все?
– Да.
– Уверен?
– Я уверен, а ты нет. К чему этот допрос с пристрастием?
– Тебе не кажется странным, что на девочке платье с коротким рукавом? И это в тот день, когда на улице было холодно. Библиотека тоже не отличается комфортной температурой.
– И чего тут странного? – искренне изумился Юэн. – Ты думаешь, она где‑то потеряла кофту или куртку? Это же дети. Уверен, пока их родители слушали ту монотонную речь писателя о его успехах, ребятишки играли во что‑нибудь. Прятки, салочки или во что там обычно играют дети? Конечно, им стало жарко.
– Ладно. А тебя не смущает, что девочка на фото слишком бледная?
– А тебя самого не смущает, что у нас в городе солнце, в принципе, не частый гость? Когда ты последний раз видел, чтобы небо было чистым и ярко‑голубым? У нас тут не курорт, солнечные ванны регулярно принимать не получается.
Бернард опустил фотографию, но не мог оторвать от нее взгляда.
– В чем‑то ты прав.
– Например, во всем.
Бернард в задумчивости похлопал фотографией себя по ладони, затем, нахмурившись, будто хотел еще что‑то спросить или сказать, посмотрел на Юэна. Он открыл было рот, но в самый последний миг взгляд его переменился.
– Давай спустимся.
– Уже выезжаем?