Помещик. Том 1. Сирота
Спровадив холопов делать грязную работу, Андрейка сам занялся изготовлением ловушки – верши, чтобы рыбой разбавить скудный рацион. Верша – примитивная ловушка. Представляет собой фактически корзинку в корзинке. Первая достаточно большая, удлинённой формы. Вторая короткая, сделанная в виде расширяющегося конуса без дна. Их собирают воедино, связывая по верхнему ободу. Рыба легко проскальзывает внутрь, привлечённая запахом прикормки. А обратно выбраться не может, так как двигается вдоль стенки.
Плести корзину навык нужно. Это легко сказать, да не так легко сделать. Но Андрейка готовился и сплёл в своё время не одну и не две, и даже не десяток подобных ловушек, наловчившись делать их из самых разных подручных материалов.
Здесь, конечно, непривычно было работать руками этого подростка. С достаточно слабыми пальцами, что заныли почти сразу от такой работы. Но наш герой скрипел зубами и продолжал трудиться. Потому что на одном ячмене далеко не уедешь. И требовалось если не мясо, то хотя бы рыба. Любая.
И если бы там, в XXI веке, он справился бы с этой задачей за час‑полтора, то тут возился три часа с гаком. Но всё равно – справился, хотя пальцы у него после просто отваливались. Как и предплечья с кистями. Слишком серьёзная нагрузка на них. Однако, несмотря на это, он закончил дело. И не только сплёл вершу, но и, снарядив её, поставил. Для чего загрузил камнем‑грузилом, прикрутил к колышку самодельной бечёвкой из лыка да положил внутрь прикормку – шарик из ячменной каши, круто замешанной с глиной и песком…
До полудня так и провозились.
Потом часика полтора передохнули, посидев у костра и приготовив немного свежего ячменного варева. А потом наш герой сделал то, что впервые заставило усомниться Егорку с Устинкой в своём скепсисе. Он прочитал разрешительную молитву у ямы с трупами. Ту самую, что читают в самом конце отпевания. Оба холопа её слышали несколько раз и смогли опознать, но текста наизусть не знали. Да и Андрейка знать не должен был. Он вообще не отличался способностями к учёбе. Читать‑писать не умел. Считал туго. Из молитв знал только «Отче наш», да и ту через пень‑колоду.
Собственно, на этом‑то он и прокололся тогда в церкви, вызвав интерес Афанасия. Тот был знаком с Андрейкой ранее и прекрасно представлял себе, что это за паренёк. Благо, что поместных дворян в Туле не так много и в той «большой деревне», в которой они жили, все друг друга знали. Особенно священники. В общем, наш герой слыл в округе пареньком лихим, но умом слабым. Прекрасный воин мог вырасти, но самый что ни на есть обычный. А тут и Символ веры этот отрок озвучил, и несколько других ходовых, важных молитв. Причём без запинки. А ведь он их не знал ещё вчера. Или знал? Но молчал и чего‑то стеснялся? Непонятно. А теперь ещё и разрешительную молитву, из‑за чего Устинка с Егоркой и переглянулись…
– Это как это? – спросил Устинка своего собрата по несчастью, когда их хозяин ушёл отдыхать, ибо руки его просто отваливались после плетения верши.
Но Егорка лишь пожал плечами. Сам недоумевал.
Закопали они, значит, трупы. Поставили сверху крест. А потом занялись совершенно несусветным бредом. На их взгляд.
Они стали выгребать золу с пожарища, каковой осталось изрядно. Мешать её с десятой частью мела, разбитого камнем в труху. И, замешивая тесто, лепить брикеты. А потом выкладывать их вдоль стены полусгоревшего дома, прикрывая лопухами. Да ещё и смачивая время от времени осторожно, чтобы не пересыхали.
Зачем они это делали – ребята не понимали. В их представлении – куличики из грязи лепили. Но пока терпели. Благо, что еда была и в целом труд был не очень тяжёлый и проблемный.
Наш герой не стал вступать с ними в долгий диспут или читать лекцию. Ибо не видел смысла. Но суть этого дела была простой. Калий и натрий в древесной золе находились в виде ортофосфатов, чтобы они перешли в карбонаты, то есть в поташ и соду, им требовалось прореагировать в водной среде с каким‑нибудь подходящим карбонатом. Например, мелом. В самой золе подходящие карбонаты тоже имелись, но их едва хватало на часть калий‑натриевых соединений. Вот Андрейка и добавил в смесь недостающий реагент.
– Что мы делаем‑то? – наконец не выдержал Егорка.
– Деньги… много денег…
– Это деньги? – удивился Устинка, уставившись на сырой комок золы. – Да кому эта грязь потребна?
– Доверьтесь мне, – строго повторил в очередной раз Андрейка. – Седмица ещё не прошла.
– Блажен ты… ой блажен…
– А если и блажен, то что? Уговор есть уговор. Али вы решили отказаться?
– Мы слово дали, – насупился Егорка.
Так до вечера они и провозились.
А по утру Андрейка затеял новую напасть. Требовалось эти брикеты разминать в труху да засыпать в горшки и водой заливать до состояния жижи. И помешивать время от времени. Что вызвало у холопов ещё больше негодования.
Горшков удалось найти всего несколько штук после разбора пепелища. Вот их почти все в дело и пустили. Даже треснутые, замазав наспех глиной.
А после обеда начался новая часть квеста – выпаривание этой жижи.
Воду отфильтровывали через тряпицу и кипятили в оставленном специально для этого горшке. А остаток собирали в кулёк, сделанный из бересты. В качестве дров же использовали брёвна, что остались от дома. Укладывали их как таёжный костёр, да и пережигали так потихоньку.
– И что это? – глядя на бурый порошок, спросил Устинка, когда к вечеру удалось вытопить всю «закваску».
– Зольная соль, – не вдаваясь в подробности ответил Андрейка. – Сейчас мы её отбелим. И, высыпав полученный порошок на черепок, положил его на огонь.
Порошок этот представлял собой смесь из массы всяких веществ, среди которых поташ и сода были всего лишь доминирующими компонентами. А вот такое прокаливание приводило к тому, что почти все примеси, вступив в реакцию с кислородом, уходили через газы. И соединения хлора, и серной кислоты, и магния, и прочие. Конечно, кое‑что осталось. Но минимально. А порошок получался белоснежный, представляя собой смесь поташа и соды.
Второй и третий день они продолжали перерабатывать золу. Устинка и Егорка всё это время в основном помалкивали. Они не очень понимали, что их хозяин заставляет их делать. Но тот был абсолютно уверен в своих распоряжениях и всячески излучал какую‑то ауру понимания. Так что они держались. Тем более что ребята стали, кроме ячменной каши, ещё и рыбу есть, которую верша поставляла исправно. Пусть мелкую, но её вполне хватало для варева. А на второй день удалось поймать зайца и поджарить его, что ещё сильнее подняло их состояние духа.
Причём поймали не в силки, которые давали очень ненадёжный улов и могли пустовать неделями. А в хитроумную ловушку, изготовленную, как и верша, Андрейкой.
Тут нужно отметить, что ловушки для рыбы вроде верши встречались достаточно давно. Самые древние остатки таких приспособлений восходили к неолиту. Однако повсеместного употребления они не имели. Даже в XX веке использовались очень ограниченно.