Помещик. Том 4. Сотник
– Я рад, – вполне искренне произнёс парень и, чуть подавшись вперёд, поцеловал её. Отчего сын запищал, так как его слегка прижали их телячьи ласки.
– У меня для тебя сюрприз.
– Сюрприз? Что‑то случилось?
– Пойдём, – произнесла она и пошла в глубину крепости.
Андрей отдал поводья своего коня кому‑то и последовал за ней.
Они зашли в одну из подсобок. И подошли к чему‑то накрытому холстиной.
– Сними.
– Что это?
– Сними и увидишь.
Муж послушался её. Откинул холстину и от удивления присвистнул. Перед ним на станке располагался самый что ни на есть обычный ковёр с узором «белая роза», типичным для южного Дагестана. На юге Дагестана уже в XII веке ткали ковры, опираясь на персидскую технику и традицию. Однако наивысшего расцвета это ремесло достигло к XIX веку, когда сформировались центры и узоры, ставшие известные на весь мир.
– Откуда сие?
– Я сделала.
– Ты?! – немало удивился Андрей. – Пояснишь?
Марфа огляделась. И только после того, как удостоверилась, что их никто не подслушивает, продолжила:
– Одна из моих бабушек была из селения Микрах, – начала Марфа. – Я к ней малышкой часто ездила в гости. А в том селении издавна ковры ткали. Разные. И такие вот мягкие – с ворсом, и гладкие. И меня, малышку, бабушка тоже учила. Я ведь вокруг неё вертелась. Так что узлы вязать я научилась раньше, чем читать‑писать. Потом бабуля умерла, да и я повзрослела, и мой интерес угас. Думала, что забыла. Но нет… это, научившись раз, уже не забудешь.
– А сейчас решила вспомнить?
– Да. Сам видишь – станок очень простой. Никаких хитростей. В Микрах этими делами раньше в каждой семье промышляли. За год по несколько ковров каждая женщина плела. И для жизни, и на продажу.
– Вот такие?
– Нет. Это не ковёр, а скорее коврик, – улыбнулась Марфа. – Маленький. Я с ним за месяц управилась. Причём не сильно утруждаясь, других ведь дел хватало.
– Интересно, – произнёс Андрей и провёл рукой по ворсу весьма недурно сделанного ковра. Простой рисунок был достаточно контрастен даже при тех слабых, природных красках, которые применила супруга. – А чем же отличается мастерица от новенькой в этом деле? Тем, что она работает с простыми узорами?
– Нет. Только скоростью вязания узлов. Опытная мастерица может за год делать с десяток обычных ковров, а то и больше. Такой новичок, как я, – два‑три, край четыре.
– Ты уже начала кого‑то учить?
– Обижаешь, – улыбнулась она. – Конечно. Как из Тулы пришли к нам девицы, я выбрала из них тех, что по натуре своей подойдут для такого ремесла. Внимательные, спокойные, собранные. И посадила их учиться. Показывала. Проверяла. Давала объём работы. Ремесло нехитрое, его и ребёнок освоит в самые сжатые сроки, но муторное, поэтому не каждая может их ткать постоянно. Один‑два для себя – одно дело, а на продажу… многим проще купить.
– Сколько этих девиц у тебя?
– Четырнадцать девиц. Но их за станок пока всех не посадишь. Ниток нет. И с краской беда. Сам видишь – всё бледно. А ты свои все увёз.
– С краской решим.
– А с нитками?
– С этим сложнее, – произнёс Андрей, задумавшись.
На Руси в XVI веке не существовало внятного производства тканей. Никаких. Ни плетёных, ни валеных. Во всяком случае, организованного и хоть сколь‑либо значимого.
Из‑за этого многие женщины, особенно селянки, умели вручную выделывать пряжу, а потом из неё что‑то изображать на простейших ткацких станках. Причём, что приятно, имелись даже прялки почти нормального вида. Рогулька, колесо, педаль и всё такое. Понятно, не у каждой семьи имелась подобная прялка, но в гнезде родичей одна такая точно наблюдалась. И почти каждая девочка к совершеннолетию умела уже ей пользоваться.
При этом совсем недалеко от Тулы находилось Касимовское ханство со столицей, что стояла прямо на Оке. Вассальные владения Иоанна свет Васильевича.
Мысли о Касимовском ханстве Андрея в целом немало оживили. Оно как‑то выпадало из поля интересов парня. А зря. Очень зря. Очень интересное место и совсем недалеко.
Строго говоря, население ханства к 1554 году уже перешло к оседлому образу жизни, из‑за чего не имело развитого скотоводства. Однако связи у Шах Али имелись весьма и весьма немалые. По своей сути Касимов представлял собой этакий портал между Русью и Степью, поэтому через Касимовский торг можно было закупать шерсть, шкуры, рога и прочее. Кстати, небольшой рынок рабов там тоже в эти годы имелся. Но славянами там практически не торговали. Разве что вывезенными с Литвы. В основном «дети севера» разного фасона, да в меньшей степени выходцы с Кавказа, который в XVI веке терзали в этом плане ничуть не меньше Руси.
Парень вышел из своего кратковременного ступора и посмотрел на жену:
– Для ковров не нужна тонкорунная шерсть?
– Совсем необязательно. Строго говоря, даже верблюжья сойдёт, хотя её, конечно, не окрасить и придётся подбирать по тонам или смешивать с крашеной овечьей.
– Очень интересно… очень… Ты представляешь, сколько они стоят?
– Дешевле краски.
– Без всякого сомнения. Но дорого. Их закупают в бассейне Каспийского моря и на западном побережье Малой Азии. После чего везут в Европу. Реэкспорт ковров из Каспия в Северную Европу пока практически отсутствует, хотя там они бы пришлись очень кстати, тёплых полов‑то пока не придумали в Англии, Дании, Швеции и северной Германии. Но их и на Москве почти не встретить. Я по прошлому году погулял по торгу. Посмотрел. Их мало, и они дороги. За не очень большой ковёр могут просить и сто рублей, и двести, и триста – всё зависит от узора, материала и жадности. Это шерстяные. А если из шёлка, то там ценник сразу уходит за тысячу, а то и не одну.
– А такой сколько будет стоить?
– Рублей тридцать‑сорок. Краски бледные. Были бы ярче – стоил бы дороже. Хм. Ты сможешь подготовить больше мастериц? Хотя бы полсотни.
– Думаю, что смогу. Но откуда мы будем брать пряжу?
– Ты что‑нибудь слышала о распределённой или рассеянной мануфактуре?
– Нет.